Спаситель сказал: Если не покаетесь – все погибнете. Для назидательного примера Он приводит и такую предупредительную притчу: «некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» (Лк. 13:6-7). Но виноградарь, который трудился там, просил господина виноградника оставить ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. Обратим же внимание, что Церковь Божия - это Его виноградник, отделенный от остального мира, а мы смоковницы, посаженные в этом винограднике через Таинство крещения.
Среди толпившегося народа, находилась женщина страдавшая духом немощи в течение восемнадцати лет. Это была скорченная, согбенная страдалица. За эти восемнадцать лет у неё образовался горб, и разогнуться не было никакой надежды. Однако Спаситель не оставил без награды свою слушательницу: «увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13:12-13). На глазах у всех она мгновенно выпрямилась, божественная энергия дала ей чудесную силу и от полноты глубокой благодарности она стала славить Господа. Вместе с тем восторг ее благодарного чувства признательности был прерван невежественным негодование начальника синагоги.
После разрушения иерусалимского храма в ходе первой иудейской войны, основным институтом их религии и местом общественного богослужения, центром религиозной жизни общины стала синагога. Название происходит от греческого слова - собрание. Вот в такое место собрания пришёл Спаситель, но как сказано в Евангелие: «Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Таким образом, ведомый формальным ограничением неразумного предания и преисполненный низких чувств, которые скрывались в сердце и его натуре, бессердечный начальник синагоги обратился к народу, говоря: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться у Него, а не в день субботний.
Без малейшего внимания к чуду, (совершенного на глазах многих), не приводит заскорузлое сердце неразумного начальника в благоговение. Вооружившись, своими излюбленными текстами, он укоряет неповинный народ, который оказался простым свидетелем чудесного чуда, упрекает его за нарушение священного дня. Лукавый путь избранный начальником для выражения своего вопиющего невежества, навлек на него самого негодующий голос Спасителя, Который кротко ответил: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15-16).
В седьмой день Бог почил от всех дел Своих, и назван этот день субботой - покоем. Бог освятил этот день и сделал его знаком, символом, посредством которого люди должны познавать и помнить Бога. Этот день надлежит Богу и учрежден в видах милосердия, предназначен для защиты угнетенных людей от тяжести непрерывной работы и чрезмерного труда. Иеремия пророк сказал, так говорит Господь: «Берегите души свои и не носите нош в день субботний» (Иер. 17:21). Проявление милосердия к животным не являлось нарушением их закона и грехом! А разве грех проявлять сострадание к человеку, который в этом нуждается? Господь показывает фарисеям Своего народа, что их взгляды на субботу в религиозной жизни превращаются из божественного благодеяния в возмутительное рабство.
Не было такого человека, который бы не считал себя вправе отвязать от яслей вола или осла и вести на водопой в день субботнего покоя, однако для возложение руки на больную женщину требовалось гораздо меньшего труда. Если субботними правилами из-за нужд вола или осла не преступался закон, то неужели нельзя поступиться с этим законом в виду тяжкой нужды дщери Авраама? В жалких формалистических выводах бездушного предания с важностью сообщалось: в субботу нельзя носить сапоги подбитые гвоздями, потому что они составляют бремя, а без гвоздей носить можно; одному человеку можно нести каравай хлеба, а двое не могут нести его промеж себя.
Однако Иисус уже достаточно сказал в доказательство того, что исцеление несчастной женщины в день субботний было не только законным, но и необходимым правильным делом: «И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17). Народ понимал все происходящее и судил более беспристрастно, чем их начальники, радовался о всех славных делах Иисуса Христа. Позор Его врагов был радостью для Его последователей, и рост Его влияния раздражал одних, но радовал других.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 71 зач., XIII, 10-17.
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
|