Неделя 31-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
20210111 195414 IMG 2021oiutgo87f 1

10 января 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 2:13-23).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Когда же пришло время исполнения обетования Божия, в Иудейском городе Вифлееме, во дни царя Ирода родился Иисус. В незабвенное время в город Иерусалим пришли волхвы и принесли странное известие: где родившийся Царь Иудейский, - спрашивали они? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. После же, найдя святое семейство, вошли в гостиницу Вифлеемскую, в скотном стойле в величавом безмолвии увидели Младенца с Матерью Его Мариею. По прибытии в Вифлеем волхвы оказали почести и пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Христианское воображение придало каждому дару своё особое значение: Золото - Царю; Ладан – Богу; Смирну – Человеку.

Принеся свои дары восточные мудрецы, конечно, возвратились бы к Ироду, но вследствие бывшего им во сне предостережения они возвратились на родину совершенно другим путем: «Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Ирод Великий после жизни полной блестящего беспутства и преступных успехов впал в завистливую злобу преклонных лет и, скрывая своё зверское намерение, послал мудрецов в Вифлеем, город о котором пророчески предсказывал пророк Михей (Мих. 5:2).

Подтверждая точность описываемого события, апостол и евангелист Матфей свидетельствует о рождении Младенца Иисуса, словами: «Во дни оны». Описывая первым благовестие, где рассказал о земной жизни Иисуса Христа, он раскрывает пророческое исполнение пророков. Слово Евангелие в современном языке имеет два значения: христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и книга, излагающая эту весть. Матфей эту повесть составляет для иудеев, так как ему надлежало идти и проповедовать и для  других народов. Он поступает в соответствии с тем, что говорил Учитель: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16).

 oijgiouiou777riginal begstvo-v-egipet-leonov phot5o old 9185

Итак, под покровом ночи праведный Иосиф исполняет Божественное повеление. Он, убелённый сединами старец, поспешно собирает семейство и торопливо покидает Вифлеем. Египет находился на юго-западе от Палестины, земли Ханаанской. До его границы было около ста километров. Между тем в иудейской земле разворачивались страшные события. Разгневанный Ирод, зная примерное время рождения Младенца, издал кровожадное повеление: «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Однако святое семейство уже находилось вне всякой власти Ирода царя, и пребывали там, пока ангел Господень в третий раз не явился Иосифу с уверением.

Коварный царь надеялся, что в числе этих детей будет убит и Младенец Христос. Евангелист, изъясняет иудеям через Евангельскую весть, предсказание пророка: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:17-18). Не возможно было заставить смолкнуть отчаянные вопли матерей, у которых с такой жестокостью отнимали грудных детей и безутешно убивали. Матфей говорит о Рахили, которая является одной из четырёх великих праматерей еврейского народа и гробница которой, находилась в то достопамятное время в двух километрах при дороге севернее Вифлеема.

Многие историки говорят, что было до 14 тысяч убиенных младенцев за Христа. Мы можем негодовать и ужасаться, как могло произойти такое злодейство, сколько слёз пролили убитые горем матери? Однако эти Вифлеемские младенцы уже в раю. Что еще желать? А нам предстоит научиться в этой жизни со смирением соделывать своё спасение. Ведь случается так, что матери всю душу и сердце вкладывает в своих чад. Но когда они вырастают, становятся холодными к своим матерям, к Богу, а ещё хуже того, живут беспечно и погибают в пучине пороков. Но если бы Господь позвал такое дитя в рай, ещё до того, как он вкусил всю чашу греховной жизни, то, скорее всего мать, ведая промысел Божий о каждом человеке, была бы счастлива за своё чадо.

Одному Богу ведомо, когда призвать каждого из нас в Райские селения, и мы не должны Ему мешать в этом: но да будет Твоя воля Господи. Детоубийство ещё более мрачного свойства, чем Иродово, было обычным преступлением во времена Римской империи, и Иродово избиение младенцев, равно как и поведшие к нему побуждения, находят себе соответствующие факты в истории этого самого времени. Касательно рассказываемого в Евангелии избиение младенцев, это свидетельство находится в полнейшем согласии со всем, что мы знаем о характере порочного властелина с его господствующими страстями, мучительной завистью и неукротимой яростью.

Когда Младенца можно было безопасно возвратить в землю Его рождения: «Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Отрача» (Мф. 2:19-20). Вся евангельская история говорит нам об опасностях, которые преследовали Спасителя с самого рождения и это для того попущено было Богом, чтобы ни возникало сомнения в том, что Господь воплотился и взял на себя всю полноту природы человеческой, не мнимо, но истинно. И подобно нам, жил и страдал, как человек. Евангелист находит в последнем известии ангела глубочайшее значение из слов пророка Осии: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос. 11:1).

И потому Иосиф, послушный воле Божией, ища местожительство для своего семейства, возвратился в землю Израилеву и  услышав, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти. Получив во сне откровение от ангела он селится не в Вифлееме, в городе своих предков, с которым связан множеством отрадных исторических воспоминаний, но севернее, в город называемый Назарет. В отдалении от дома предков, в бедности и безвестности исходит в пределы Галилейские, где правит другой сын Ирода, беспечный и равнодушный Антипа. И снова апостол и евангелист Матфей ссылается на пророков: «да сбудется реченное через пророков, яко Назорей наречется» (Мф. 2:23).

 Аминь. 

flight-in

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 4 зач., II, 13-23.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.