Неделя 34-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
IMG 2020SAYT

31 января 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 18:18-27).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем евангельском чтении от Луки, Господь наш Иисус Христос напоминает всем нам о тех условиях, без выполнения которых мы не в состоянии наследовать вечную жизнь, то есть войти в Царствие Небесное. Некто из начальствующих иудеев, весьма богатый и молодой человек, высокого положения пришёл к печальному убеждению, что он доселе преступно пренебрегал драгоценным временем, которое дано каждому для соделывания своего спасения. Наличие такой веры в существование вечной жизни после земной, и желание ее наследовать по своей свободной воле, есть истинная необходимость каждого.

Не упуская этого случая, он с крайней поспешностью приступает к Спасителю. С надеждой желает услышать от Него самое главное в своей жизни, что Тот Кто один только и мог объяснить ему истинное значение и тайну жизни. Приклонив колени, юноша задаёт мучительный вопрос, который бродил в его душе. Теперь, при виде Проповедника у него с невероятной остротой вспыхивает желание вопроса: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18). Если и было в этом молодом человеке нечто привлекательное, но вместе с тем в этом самом вопросе было много отталкивающего.

rich-young-ruler 12275.970 6ELKiJlt-OU

Словом «благий», в среде иудеев той эпохи, называли Самого Бога. И этот богатый юноша применяет этот эпитет к Божественному Проповеднику. «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19).  Спаситель развевает его мысли с тем, чтобы юноша вник в слова Учителя, которые были Им ранее произнесены в поучениях к народу. И далее, предлагает опытное решение, через соблюдение десятословия: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Предлагает обратить внимание на вторую часть скрижали, где прописаны: седьмая, шестая, восьмая, девятая и пятая - заповеди.

Но юноша не ожидал от Спасителя столь очевидного и простого ответа. Он ожидал, что Иисус укажет сделать что то доброе, необыкновенное, что сделает его наследником Царствия Небесного. Богатый юноша в удивлении сообщает: «все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21). По букве, он быть может и сохранил все это, как сохраняют и миллионы других, но очевидно мало знал как они истолковывались. Поэтому Иисус предложил ему геройское дело: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22). Спаситель говорит ему о пустой земной привязанности к материальному, которые повязывают нас в течении всей нашей жизни.

Весьма богатому юноше приходилось постоянно проявлять попечение о своём имении. О сохранении и приумножении своих материальных благ. Ответ Спасителя прогремел словно — громом среди ясного неба. Юноша не был готов оставить сытую и богатую жизнь, променять на неведомое ему Царство Небесное. Здесь он весьма богат и имеет статус, уважение, почет. Но вдруг в одночасье лишится всего, и идти в нищету, за Христом, Который предлагает ему (образно купить себе) место в Царствии Небесном. Но услышав призыв Господа, юноша весьма опечалился и с грустью в сердце и мрачной тенью на лице отошёл от Спасителя, так как предпочел удобства земные сокровищам небесным.

Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! - сказал Иисус: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:25). Услышав эти громогласные и суровые слова, народ и ученики пришли в смятение чувств и растерянность, спросили Господа: Кто же может спастись? Ведь многие живущие повязаны материальным попечением. Спаситель посмотрел на них и смягчая грусть, сказал: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).  Одобрение состояло в том, что нет такого самопожертвования в этом мире, которое не получило бы сторицей награду в будущем веке, в вечной жизни.

Как же растолковать и понять нам эти слова? Спаситель имеет в виду, что все возможно для любого искренне верующего человека, если он призовет на помощь Бога. Невозможное для природы человеческой, возможное для благодати Божией. Когда живём с Богом в сердце, в поступках, в помышлениях, в душе имеем Его советником своим, придерживаемся учения и заповедей Его, тогда всё становится возможным. На земном пути нашего спасения встречаются трудности, которые невозможно преодолеть иначе, как только всемогущей силой благодати Бога.

Аминь. 


AphhqZ4jQQY

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 91 зач., XVIII, 18-27.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.