Неделя 4-я Великого поста. Воскресная проповедь. Печать
post 4 ned2021

11 апреля 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мк., 9:17-31).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Укрепляя трёх ближайших учеников перед грядущими тяжёлыми испытаниями - страстями и страданиями, Спаситель, на высокой Фаворской вершине показал им всю Свою в силе грядущую славу. Преображение Богочеловека показало, каким должен стать человек в будущей жизни Царства Божия, к которому призывается. Свидетели преображения должны были засвидетельствовать на земле Славу Его, а при сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. И явились им ветхозаветные пророки Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк., 9:7).

Когда же сходили они с горы, Он велел им держать о том, что видели в большой тайне, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Ученики были в недоумении: что могло означать «воскресение из мертвых»? Они не могли составить себе представление о смерти Мессии. И поэтому хотели думать, что Христос говорит о воскресении в переносном смысле, что Он воскреснет из Своего настоящего уничиженного состояния к славе и владычеству, чего они ожидали. Тем временем много народа иудейского, собралось в долине, дожидаясь Спасителя. Среди этого народа был некоторый человек, у которого болел сын, одержимый нечистым духом.

artworks-000170838873-hdbvi7-t500x500 evil spirit leaves boy barrett James Tissot The Possessed5

Сегодняшняя евангельская весть сообщает нам, что этот человек, отец мальчика обратился к ученикам Христа, но они не смогли изгнать беса. От этого случая они пришли в замешательство, а книжники, заклятые враги Христа и Его учеников, обрели преимущество перед первыми. Ранее, говорит Евангелие нам, что Господь наделил их властью именем Своим даже изгонять нечистых духов – бесов. Но к великому их удивлению помочь несчастному страдальцу им оказалось не по силам. В связи с тем родитель страдальца, сказал: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет» (Мк., 9:17-18).

Негодующий упрек, обращенный ко всем собравшимся: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк., 9:19),  был произнесён Спасителем от того, что Ему приходилось терпеть злобствующих книжников и полуверующих учеников. Приведите его ко Мне сюда – сказал Он. И посмотрев в глаза отца, Спаситель спросил: «Как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;  и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Мк., 9:21-22). И отец единственного сына добавил: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Возвращая ему обратно эти колеблющиеся слова веры, Спаситель сказал фразу, которая на слуху у верующих чад уже тысячи лет: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк., 9:23).  

Припав к ногам Иисуса, отец единственного сына, одержимого бесом и страдающего ужасными припадками, соединенными с немотой, бесчувствием и манией самоубийства, со слезами воскликнул: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк., 9:24). Как и мы, жаждущие веры, часто просим укрепить нас, ведь без Божией помощи мы слабы. Бог есть жизнь и свет, разум которым мы просвещаемся, одухотворяемся и жительствуем. Следуя святым отцам, мы исповедуем Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и притом истинного человека, единосущного Отцу по Божеству и единосущного по человечеству.

Несчастный отрок, был приведен к Иисусу Христу и едва увидев Его, тут же у ног Спасителя рухнул наземь. В страшных корчах перекосилось лицо, в безумстве с пеной у рта выдал неистовый вопль. Вследствие ужасной и сильной форме припадочного сумасшествия юноша сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Однако Спаситель видя, что сбегается к ним народ, запретил духу нечистому, сказав ему: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк., 9:25). Спаситель взял юношу за руку, тот час он сделался совершенно здоровым и среди возгласов изумленной толпы, возвратил его отцу спокойным и в добром здравии.

Находясь в доме одни, ученики спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать беса? Иисус отвечал им: по неверию вашему. Может быть, сознание Его отсутствия ослабило их веру; может быть, они сознавали себя менее способными справляться с затруднениями, когда с ними не было Петра и сыновей Заведеевых? А может на ум им пришло печальное веяние и скорбная мысль, что произошло отвержение и смерть Учителя, о которой Он не раз предупреждал их? Но Спаситель, опираясь на обстоятельства, преподает им два великих наставления: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк., 9:29).

Евангелист Марк говорит, что проходя долинами верхней Галилеи к западу от Иордана Христос подготавливал Своих учеников, о наступлении апокалиптического времени, о приближении предательства, смерти и воскресения, и поучительно говорил: «что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк., 9:31). Предупреждал слабовосприимчивые сердца учеников, которые не понимали Его ясных предостережений и в тоже время по своему маловерию боялись спросить у Него дальнейшего разъяснения. Примечательно и то, что Христос, когда говорил о Своей смерти, всегда говорил и о Своем воскресении, которое должно было снять позор ее с Него и устранить печаль от Его учеников.

 Аминь. 

f687557dd09

Евангельское Чтение

Лит. -  Мк., 40 зач., IX, 17-31.

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.