Слушая живое слово о земной жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа, о Его распятии и воскресении из мертвых в третий день, ревностные римские христиане, не довольствуясь одною проповедью, но убедительно просили положить на страницы писания эту Благую весть, оставить письменный памятник преподанного им учения. Поддерживаемый Духом Святым и апостолом Петром, Марк написал святое Евангелие, которое среди прочих читается на Божественной литургии. Помимо учения, Марк изображает чудесные божественные действия, ясно показывающие, что всемогущий Бог, есть Владыка всех тварей, видимых и невидимых, что в особенной мере убеждало христиан из язычников.
Иудеи особо чтили своих пророков, ведь они возвещали Слово Господне народу Израиля в течении 400 лет. Марк за основу берёт слова двух пророков, однако разница во времени их жизни составляет около 300 лет. Слова пророка Малахии благовествуют: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф» (Малахия 3:1). Имя пророка Малахии означает «Вестник Господень», и он был последним из ветхозаветных пророков, проповедовал в период возвращения иудеев из вавилонского пленения и жил за 400 лет до Рождества Христова.
Затем Марк, в своём Евангелии, приводит пророчества Исаии, и цитирует Глас вопиющего в пустыне: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). Пророк говорит о том, кто приготовит души верующих, в которых должен был ходить Господь. Тот, которому подвластно восстановить утерянную связь между Богом и человеком. Этими словами означается близость Иоанна Крестителя ко Христу: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4). Его проповедь имела подготовительный характер и призывала многих к обновлению сердец и исправлению жизни для получения прощения грехов.
Иоанн вёл суровую, подвижническую жизнь, ведь по слову апостола: он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд. Не заботился о комфорте, и одежда его была весьма непростая и не совсем удобная, но его живая проповедь в союзе с естественной аскетической жизнью, распространялась по всем уголкам Иудеи: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5). Согласно евангелисту Марку, Иоанн Креститель был хорошо известен первосвященникам, книжникам и старцам и поэтому многие из народа приходили на Иордан и следовали за ним.
Совершая священные омовения и призывая к покаянию израильский народ, он говорил: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8). Сам обряд погружения в воду через исповедание, служил подготовлением к пришествию Сильнейшего, Который будет крестить Духом Святым и огнём. Иоанн призван и послан предварить приход Спасителя мира и подготовить народ к Его пришествию. Служение продолжалось ещё и призывом Израиля к жизни по заповедям, к отречению от греха и служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мк., 1 зач., I, 1-8.
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
|