Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Воскресная проповедь. Печать

kOWZfBB

13 марта 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 1:43-51).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее евангельское благовестие сообщает нам о доверительной дружбе двух товарищей апостольских времён. Речь пойдёт о Филиппе из Вифсаиды и Нафанаиле из Каны галилейской, которого впоследствии узнают, как апостола Варфоломея. Когда Иисус восхотел идти в Галилею, Он встречает Филиппа и говорит ему: «иди за Мною» (Ин. 1:43). Всей душой Филипп внял призыву Господа и таким образом мы видим, что он стал в числе первых, кто уверовал в Иисуса Христа. С ранней юности Филипп учился книжной премудрости, хорошо изучал священное писание и знал пророчества о пришествии в мир Спасителя. Перечитывая их, он пламенел любовью к Грядущему, в помыслах и желаниях стремился увидетьТого, Кто придёт спасти мир и взять на Себя грехи человечества.

И как говорит сегодняшнее Евангелие, Филипп, окрылённый личной радостью, спешит поделиться ею со своим другом Нафанаилом. В порыве волнения и горячности своих чувств говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45). Нафанаил, как более сведущий в законе, знал из Писаний, что Христос должен прийти из Вифлеема. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Михей 5:2). И по этой причине, знаток Писаний скептически относится к известию от своего друга и со всей своей прямотой возражает: из Назарета может ли быть что доброе?

priidi i vizhdj56 a498dee79e599bcae6121d6c37857485 filipp-privodit-nafan9

Не желая вступать в спор и доказывать Нафанаилу, Филипп вежливо предлагает ему всего лишь пойти вместе с ним и посмотреть на Иисуса Христа. Он знал, что только увидит Нафанаил Христа и услышит Его спасительные слова, тотчас познает, что Он – истинный Мессия. Его сотоварищ был знатоком в законе, может быть почти законником, в хорошем смысле этого слова и в этой связи Филипп отсылает его к закону и пророкам. Однако, его нелицеприятное возражение было следствием неведения, отсюда и осторожность достойная похвалы. Увидев приближающего к Нему Нафанаила, Иисус встретил его с благосклонным одобрением; Он сказал о нём окружавшему Его народу: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47).

Давайте вместе обратимся к библейской истории, где положен рассказ о Иосифе прекрасном, сыне патриарха Иакова и Рахили, которого братья продали в рабство.  Проданный за двадцать сребреников купцам измаильтянам, он на правах раба закованный в цепи, отправляется с караваном в Египет. Казалось, что там ему и суждено сгинуть, но Божий промысел о нём был совершенно иной. В этом убедятся его братья, которые в своё время вынужденно прибудут в Египет и поклонятьсяему до земли. В то, достопамятное время в землю египетскую вошли Иаков отец с сыновьями и весь род их, примерно 70 человек, а спустя 400 лет оттуда выйдет народ численностью более 2 миллионов человек. И настоящим сыном того самого Израильского народа, Спаситель называет скромного Нафанаила.

Однако, Нафанаил упорствует в своём недовериии говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Он был весьма удивлен, когда Христос назвал его по имени. Господь же открывает Нафанаилу глубины его сердца, говоря в ответ: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48). Евангелист не сообщает, что Нафанаил делал под смоковницей. Вместе с тем некоторые отцы Церкви предполагают, что он лежал под смоковницей и как знающий Закон и священное Писание размышлял, подобно Иакову, заснувшему на камне и видевшему во сне: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:12-13).

Вполне вероятно, что под зелёными ветвями ветвистого сикомора, мысли Нафанаила были о Царствии Небесном, о Божественных истинах, о ангелах Божиих восходящих по лестнице, которая связывает небо с землёй. И одного пророческого намёка на обстоятельство хватило ему, чтобы воскликнуть: «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49). Этими словами новый ученик уверенно исповедует полноту своей веры в Иисуса Христа. Спаситель улыбнулся, и для возрастания зарождающего его верного упования, ответил: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Теперь же, посредством Христа мы имеем общение со святыми ангелами и всё небесное и земное примирено и соединено под главой Сына Божия, Иисуса Христа.

Аминь.

4578555

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.