Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20220605 083207

5 июня 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 17:1-13).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Этими великими словами начинает повествовать нам свою благую весть евангелист Иоанн Богослов. Апостол своими словами возвращает нас к той первосвященнической молитве, которую произнёс Иисус, пребывая посреди учеников Своих. Через такое наставление Спаситель предупреждает последователей, что они будут иметь скорби, но убедил их не унывать и даже в искушениях ободряться молитвой. Час их скорби будет краток, но за ним последует радость, которую уже никто не отнимет от них. Он оставляет их лишь для того, чтобы приготовить место им в доме Отца Небесного.

Этой достославной первосвященнической молитве предшествовало многое: события, чудеса и учение, которое Спаситель проповедовал людям и в котором открыл Себя ученикам. Говорил Он с ними не притчами, но словом божественным, где и приоткрыл тайну грядущих событий: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто» (Мк. 8:31-21). Ученики же говорили Ему: «вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой» (Ин. 16:29), и спрашивать ничего не будем, ибо веруем, что Ты от Бога пришёл.

veglia2011 christ savior gethsemane prayer atonement 01 Jesus Gethsemane 102488

Апостол любви призывает нас сегодня внимательно послушать молитву, которую Спаситель сотворил перед своей Голгофой. Он поднял очи Свои к небу и сказал: «Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17:1). Словами молитвы показывает, что идёт на страдания не против воли, а по собственной. Его Человеческая природа является новостью для сотворённого мира, Которую нужно обожить и ввести в славу Божественную: «ныне, прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

Спаситель уверяет нас словами священного писания о сыне погибели, о том неразумном «габбае», кто, переходя от апостольского служения к предательству, предаст Его на муки и смерть. Лукавый ученик был наделён силой свыше и именем Иисуса изгонял бесов, совершал исцеления и даже очищал прокажённых. Но страсть к деньгам, к славе и через нерадение он лишился Царства Небесного. Впрочем Сын Божий, как человек претерпет уничижение, подвергнется осмеянию и даже оплеванию. Вместе с тем, надо помнить, что Бог есть Жизнь и даёт жизнь всему живому, однако будет распят руками человеков. Но, где нет Бога, там нет жизни и удаление человека от Источника и подателя жизни составит ему  мучительный плач и скрежет зубов.

Мы живём здесь, на этой грешной, полной обмана и страданий земле, но всё же находим в ней свои маленькие радости. Но ни в какое сравнение не может войти жизнь земная с жизнью во свете славы Христа пред престолом Всевышнего. Сын Божий предупреждает, когда нас посетят тяжкие скорби необходимо отложить попечения житейские и прибегнуть в молитве к Богу: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам, еще немного, и мир уже не увидит Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:18). Несмотря на все уверения, час близок, когда все они содрогнутся от событий грядущих в Иерусалиме, разбегутся в себялюбивом страхе и оставят Его одного.

Своими божественными словами Иисус готовит апостолов на всемирную проповедь. Открывая им тайны будущего, которые делают их совершенными лишь с той целью, чтобы все будущие поколения уверовали по слову их. И не нужно содрогаться от грядущих событий. Если мы заслуживаем милость, то обязательно милость подаст нам Бог. Ибо Он и сказал, что не истреблю город ради десяти праведников. У Креста до последней минуты находился апостол любви, Иоанн и содрогался о происходящем факте, совершившемся на его глазах. Сложно было принять ученикам факт вольного распятия и едва ли легче нам понимать это с вами. Поэтому Бог не торопит, но даёт время жизни 70 – 80 лет, небольшой отрезок времени чтобы научиться жить с Богом, любить и доверять Ему.

Посему говорит: «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:8). Молитвой подтверждает, что Церковь стоит в истине, а в лице Петра и других апостолов, на его твёрдом исповедании положил основание собрания верующих во Христа: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:17). Павел, первоверховный апостол говорит нам, что Епископ есть орудие Духа Святаго.

Если заглянем в более ранние тексты торы, Пятикнижие Моисея, читаем: «сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их» (Чис. 18:21-22). Служат Богу левиты - потомки Левия, родоначальника одного из двенадцати колен Израилевых, назначавшиеся в соответствии с законом, данным через Моисея Богом, на особое служение при скинии (храме), в помощь священникам — потомкам Аарона, происходившего из того же колена. Вот таким образом в Ветхом Завете мы видим, как Господь определил кому совершать порядок служения Ему.

Однако посмотрим на наш сегодняшний мир, как много разного рода конфессий и сектантских объединений заполняют наше сознание. Лидеры этих сект говорят о Христе и используют в своём учении совокупность специфических ритуальных предписаний. Однако, они сами не войдут в жизнь вечную и губят тех, кто доверился им и следуют их учению. Господь видит опасность, которая исходит от мира для Его Церкви, но в противостоянии миру даст нам «Духа Святаго», чтобы понести нам крест, распять грех через покаяние и жить по Евангелию. Бог имеет всеведение, знает и видит в настоящем. Ему известен любой человеческий поступок, чувство и каждое сказанное слово.

Затем, чтобы сохранить во имя Своё тех возлюбленных Им, которые были с Ним в мире и наконец просил, чтобы Отец освятил и сделал совершенными не только их, но и все народы настоящие и будущие, за которые преломляется Тело и Кровь Христа Сына Божия во оставление грехов, Он добавил: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:18). Христос молится о мире и Телом умирает за этот мир, молится за тех, кто принимает Его слово истины и верует Ему. Мы знаем, что верующие в Сына Божия всегда будут находиться под Его покровом и совершать служение Богу на всяком месте владычества Его.

Аминь.  

i-nyne-proslav-menya-ty-otche

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 56 зач., XVII, 1-13.

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.