Воскресная проповедь 23.12.12 и 26.12.12 Печать

23 декабря 2012 года протоиерей Димитрий Осяк на Божественной Литургии обратился к прихожанам храма Умиление с проповедью:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

(Евангелие от Иоанна, 3:16)

Путь проповеди пролежал Христа средь «некую весь». То есть, некий город.

12 Входящу же Ему в некую весь, сретоша Его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча:

13 и тии вознесоша глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны.

(Евангелие от Луки, 17:12-13)

Когда же Он вместе с учениками, приблизился к городу, то Его встретили первые жители того селения – это десять человек, которые были поражены проказой. Страшная болезнь. Разрушает тело, разрушает кости - и, причем, от этой болезни не было лекарства. Таких людей выселяли из общества – потому, что люди были заразны, эта болезнь поражала других. Итак, люди не только терпели физическую боль, но еще и боль духовную - потому, что они были отделены от общества. Они были заброшены всеми, жители к ним даже близко не подходили. Именно так и говорит Евангелист – о том, что эти десять встретили Христа, стали поодаль. И тогда «громким голосом», говорит Евангелист, громко, чтобы их услышал Учитель, они закричали: «Иисусе Наставниче! Помилуй нас». Вот с такой просьбой они обратились к Христу. Христос милует их от болезни и посылая говоря: «Идите, покажитесь священникам (пошел каждый в свое место). Это было потому, что священники следили: если человек поражен болезнью, то их выселяли из общества. Если человек выздоравливал (хотя это было крайне редко), но если выздоравливал, то об этом свидетельствовал перед обществом священник, совершал службу и, убедившись, что человек совершенно здоров, принимали его в общение. Десять по слову Учителя шли каждый на свое место. Среди них был Самарянин. Процесс выздоровления, видимо, наступил. Они возвращались, проказа отступала, и тело их выздоравливало. Среди них Самарянин – человек другой веры, - ведь по Евангелию мы знаем, что Иудеи с Самарянами не общались. Помните, когда Христос привел причту о человеке, на которого напали разбойники? Его, избили, забрали у него все имущество, что он имел, и; едва живого, бросили умирать. Проходил мимо священник: посмотрел и двинулся дальше. Прошел левит. Какой же скорбью был опечален, – проявил сострадание к нему мысленно, но не оказал ни помощи. И только Самарянин, который по праву своей веры, мог пройти мимо, он слез со своей животины – то есть со своего транспорта. Та материя, которая у него была, - он напитал материю вином и обтер ему раны. В то время медицина была такова. Вино имело свойство как бы очищать рану, так как в составе имеет спирт. Затем маслом (как бы наложил мазь) помазал ему раны, и едва живого посадил на свою скотину и повез в гостиницу. «Караван-сарай» - так называется по Евангелию больница при дороге. И там его определил на лечение. И тогда Христос говорит, заканчивая Свою притчу: «Ну, скажите, кто оказался ближним этому человеку, пострадавшему в пути». И Иудеи, которые искушали Христа, сказали: «Конечно, именно тот, кто проявил над ним милосердие».

И сегодня мы слышим Евангелие о десяти прокаженных, среди них был Самарянин – человек другой веры, - этот Самарянин, увидел, что болезнь от него отходит, и тело его выздоравливает, то, не дойдя до своего священника, он спешит вернуться к Учителю с благодарностью. И как только увидел, упал пред Ним на колени и стал громким голосом благодарить Его. Господь обращается к Своим ученикам, говоря: «А разве их было не десять? А где же девять?» Вы представляете какая радость у него, что он получил от Наставника? Человек был изгоем общества, и вдруг – совершенно здоров. Ведь никто никогда не мог такое совершить. С какой любовью, с какой благодарностью он приклонил свои колена и голову перед Учителем! Так, где же девять?.. Почему эти не пришли и не воздали хвалу Богу? Это и нам с вами назидание и пример. Всегда ли мы благодарим Бога? Ведь мы с вами в течении жизни не раз лежали на смертном одре по случаю болезни, а иногда случалось такое в нашей жизни, что только Свыше Божественная Благодать могла нам помочь в той или иной ситуации, болезни, в которой мы находились. И только благодаря помощи Свыше, мы исцелялись. Мы не должны забывать о Его милости к нам. И не забывать благодарить Бога. Чтобы не получилось так, что и мы подобны тем, которые получили исцеление, но не соизволили сказать Богу «спасибо Господи». Христос касается этого человека и говорит ему: «Встань, и иди в мир. Вера твоя спасла тебя. Иди с миром». Аминь".

***

(Исцеление десяти прокаженных)

11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. 12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали Лев 13:46 13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Лев 14:2; Мф 8:4; Мк 1:44; Лк 5:14 15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. 20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

(Евангелие от Луки, 17:11-21)

(Притча о добром Самарянине):

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Мф 22:35; Мк 12:28 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Лев 19:18; Втор 6:5; Мф 22:37; Мк 12:29 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Лев 18:5 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Деян 10:28 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10:25-37)

По совершении богослужения настоятель также напуствовал собравшихся словом проповеди:

"Призываю на Вас Божие благословение И на предстоящую неделю в которую вступаем. Жизнь проходит очень быстро. Каждый из нас это знает. День сменяется ночью, а ночь сменяется днем. Так говорил Великий Царь Давид: «За днем идет ночь, а за ночью – следующий день. И он не повторяется…» Ну и так протекает наша жизнь. Уже незаметно, но мы приближаемся к Великому дню Рождества Христова. Каждый христианин подготавливает себя к этому празднику через воздержание, через пост, молитву. Ведь Господь сказал ученикам Своим и народу, который окружал Его: «Сей род изгоняется токмо молитвою и постом». Род бесовский, который искушает нас с вами.

"сей же род не исходит, токмо молитвою и постом". (Евангелие от Матфея, 17:21)

Чтобы иметь над ним силу, и не давать ему повода искушать нас, нам нужно иметь молитву и воздержание, и тогда диавол нам не навредит. Но Божественная Благодать и Ангел Хранитель, будет оберегать нас. А если случаются в нашей жизни скорби – нужно Господа просить, чтобы Он нам дал сил вынести эти искушения. У каждого из нас свой крест. Кажется одному, анализируя свою жизнь, скажет себе: «Мой крест самый тяжелый». А другой скажет: «Мой крест не легче, и тяжелая судьба, и трудности житейские». Господь дает крест каждому по его силе и его способности. Нам нужно смотреть в себя, на свой образ жизни. Сегодня Евангелие именно об этом и говорит: «Царство Божие внутри вас».

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Евангелие от Луки, 17: 20-21)

«Царство Небесное есть внутри вас». Нам не надо смотреть на кого-нибудь, всматриваться на что-то, выискивать хорошее или плохое. Царство Небесное внутри нас. Образ нашей жизни, наших поступков, нашей мысли, нашего языка, если хотите, нас оправдает или осудит перед Богом. Наш язык может читать молитвы пред Господом и славить Христа, а может нести такую брань, что вообще христианином страшно называться! По нашим поступкам и по нашим беззакониям будем судиться. Какие мы христиане?.. Если мы за одно слово, сказанное в наш адрес, ответили в пять раз больше, или пятьдесят. Мы должны как поступать? Любить обидчиков и делать им добро, учит нас Господь – со смирением нести свой крест. Благодарить Господа за день, за ночь, за нашу жизнь, за наших детей, и тогда Милосердный Господь, видя нашу благодарность, нам больше воздаст. Вспомним слова Евангелия, Христос говорит: «Возьмите у него талант и отдайте тому, у кого десять талантов. У кого десять, добавьте ему еще талант, и у него преизбудет, а у неимущего и то отнимется».

28 возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант:

29 имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него: (Евангелие от Матфея, 25:28-29)

Мы должны с вами не забывать благодарить Бога. Только так можно спастись. Вам же Ангела-Хранителя и Божьего благословения".

***

 

 Проповедь протоиерея Димитрия Осяк 26 декабря 2012г.:

Сегодня Церковь прославляет пяточисленных мучеников. Один из них жил в Саталионе некто – Евстратий. На иконе мы видим Евстратия, который написан с правой стороны от центра, но в Святцах его имя упоминается первым. В центре иконы написан пресвитер Авксентий, его духовный отец и наставник, принявший страдания за Христа первым. Евстратий был известен всем своим согражданам, как первый в городе по благородству происхождения и по сану, - он занимал должность военачальника, - и в тоже время отличался благочестием, богобоязненностью и безупречной жизнью. Двадцать семь лет он находился на военной службе. Святой Евстратий, пришедши в темницу, просил всех заключенных в узах за Христа помолиться о нем, ибо и сам он, по его словам, намеревался в тот-же день разделить с ними их подвиг. Лизий - правитель Каппадокий, сказал святому:

- Евстратий! Ты сам видишь, какую беду принесло тебе твое ослушание: оставь-же теперь твое безумство, одумайся и не губи своей чести и сана, признай милость и могущество богов и склони к себе кротость царскую и человеколюбие суда!

- Мерзким бесам и глухим идолам - произведению рук человеческих, - отвечал святой, - никто из имеющих здравый рассудок никогда не находил нужным поклоняться, ибо в  Писаниях наших говорится: бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут».

Судия сказал:

- Уже не тот-ли имеет здравый рассудок, кто поклоняется Богу Распятому, подобно вам, впавшим в полное заблуждение?!

- Если бы твои духовные чувства, - отвечал ему святой Евстратий, - не были извращены служением суете и если бы душа твоя не погружена была вся в помыслы о земном, то я доказал бы тебе, что Сей Распятый есть истинный Спаситель и Господь и Создатель всей твари, прежде век сущий во Отце и по Своей неизреченной мудрости ожививший чрез возрождение нашу омертвелость.

- Да будет этот дерзкий повешен на веревках и пусть под ним разожгут костер из пакли, а сверху бьют его по плечам одновременно тремя палками, - приказал мучитель. - Как думаешь, Евстратий, - не хочешь-ли, я несколько облегчу боль от нанесенных тебе ран?

И он тотчас велел принести соленую воду, смешанную с уксусом, и обильно поливать на обожженные места и растирать тело мученика острыми черепками. Так окончился день.

На следующий день Лизий отправился к темнице, улыбаясь, сказал:

- Здравствуй, дорогой Евстратий!

Святой Ответил:

- Всемогущий Бог, Которому я служу, да вознаградит тебя достойно за твое приветствие, судия!

- Об угождении Богу и заботься, - сказал Лизий, - а теперь возьми эти сапоги и обуйся и с веселием отправляйся с нами в путь.

Сапоги-же эти были железные и подбиты длинными и острыми гвоздями. По приказу царя их крепко привязали к ногам святого ремнями  и связанного вместе с другими узниками повели в другой город.

 Сегодня Церковь величает память мучеников. Все пострадали за Христа, все вместе находились в темнице, и терпели разные страдания. Евстратий - Военноначальник, Авксентий - Священник, Орест - лучший воин, высокого роста и видной наружности,  Мардарий, - когда вели Евстратия и Авксентия, то Мардарий сказал: Я христианин, «я - раб Христов». Евгений - Во время истязаний предал дух свой Богу.

Когда я прочитал их жития, читая, что они оказывают помощь в скудости припасов, особо стал просить их помощи в строительстве нового храма, стал совершать в храме вместе с прихожанами службы святым мученикам. В житиях написано: На острове Олимп был монастырь. В монастыре братии заповедано не занималась ни земледелием, ни возделыванием виноградников, но чтобы денно и нощно совершалась молитва. А о съестных припасах мученики позаботятся. Этот монастырь назывался в честь пяточисленных  мучеников, и всегда в монастыре хватало еды, и всяких съестных  припасов.      

Когда стали строить храм в честь Пресвятой Богородицы, каждый раз с молитвой прибегали к этим мученикам, просили помощи и поддержки. Храм строился непросто и нелегко. Мы знаем, что на строительство этого здания потребовалось 900 тысяч штук кирпича. Это большая цифра. И благодаря пяти мученикам, сегодня мы стоим в этом прекрасном храме.

Даже тогда, когда мы начинали возводить нулевой цикл, было очень сложно подобрать прораба, который должен управлять строительством. Многие приезжали и не могли возглавить строительство, хотя выделялись на это средства. Господь не давал, им благословение, а может недостойны были, чтобы строить Дом Божий, но скажу, все-таки нашли человека, который нам помог, с трудом поднял нулевой цикл. Дальше остановилось строительство. Господь послал еще прораба, который более грамотно к этому делу подошел. Сначала ему выделялись деньги за его труд, потому что мы знаем – труд платежом красен. Затем этот человек духовно укрепился и перестал брать зарплату. Прошло время, и этот человек материально окреп, и стал помогать нам - нашему храму.  Он уже не то, чтобы деньги брать, а те деньги, что зарабатывал, стал вносить в строительство этого храма. Часто приходит на Богослужение, причащается Святых Христовых Таин, поменял свое мировоззрение, укрепился в вере, и жизнь его стала церковной.

Сегодня этот человек среди нас. Сегодня он Причастник Святых Христовых Таин. Именинник, День Ангела – назван в честь одного из этих пяти святых мужей – в честь мученика Евгения. Разрешите-ка вас поздравить с днем Ангела. И за ваше то доброе отношение к Церкви-Матери, будем просить Милосердного Господа дать вам сил и здравия крепкого и всего того то, что вам нужно в этой земной жизни.

«Многая Вам и благая лета».