Неделя 14-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

20220918 083350

18 сентября 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 22:1-14).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о том достопамятном событии, где Иисус продолжил говорить народу притчами, открывая человечеству новые глубины пути спасения. Ничего сверхъестественного и сложного для понятия в нравственных словах Иисуса нет, однако требует раздумий, усилия ума и сердца. Всё было сказано Им именно так, чтобы и нам с вами даже в XXI веке было понятно, для чего дарована людям земная жизнь, переходящая в жизнь вечную? Мы спасаемся благодатью через веру: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Что такое Царство Небесное? В эпоху Ветхого Завета утвердилось представление о Царстве Божием как о земной власти и благоденствии Израиля.

В связи с этим, собравшийся вокруг Иисуса народ услышал из божественных уст обращение к самой совести человека: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Мф. 22:2). Были заколоты откормленные агнцы и приготовлены угощения. Накрыты искусным изобилием столы и поданы яства для пира. Царь посылает своих рабов звать званых на брачный пир. Эти званные были известны царю и знали, что будет брачный пир и что им дадут знать, когда всё будет готово. Но они отнеслись равнодушно к царскому приглашению. Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир» (Мф. 22:4).

YEzhen-Byo0 attachment90 Pelita-Hati-11-0

Однако званные, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Проще говоря, разошлись по своим делам, игнорируя царское приглашение. Возможно, что современный человек найдёт оправдание их действиям, как мы иногда оправдываем своё нежелание идти в храм к Богослужению. Например говоря, что приехали родственники и нужно их принимать. А в храм пойду потом, как будет такая возможность. Или по семейным или иным обстоятельствам мы не идём на пир к Богу, откладывая всё на потом. Но оправдывают ли нас эти отговорки? Конечно нет, ибо мы ставим свои земные попечения выше Бога. Но христианину следует быть открытым к новым вдохновениям. Эта открытость и состоит в основе богообщения.

Бог превыше всего, потому что от Него мы имеем и душу – (дыхание) и тело. А всё остальное - временное. Да, нам необходимо иметь это временное, но лишь на потребу и правильно надобно рассуждать и помнить: «Богу Божие, а кесарю кесарево» (Мк. 12:17). И как говорит нам сегодняшнее Евангелие, что случилось с посланными вестниками царя? Званные же, схватив рабов его, оскорбили и убили их: «Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22:7). Теперь уже яснее всего нам виден смысл и цель этой притчи, потому как Иисус указывает на наказание, которое последует за насильственным отвержением Его приглашений.

Тогда царь говорит: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф. 22:8). И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Войдя посмотреть на возлежащих, царь увидел там человека, одетого не в брачную одежду. Как в те времена, так и в наше время не принято на встречу с власть имущими мира сего приходить в рубище. Естественно, человек готовится к визиту: приводя себя в чистоту и надевая лучшую одежду. А в  доме царском, была комната, где пришедшие могли умыть себя и привести в порядок, надеть предоставленные им домоправителем брачные, праздничные одежды.

Однако, званный с улицы человек, на которого обратил внимание царь, даже не посчитал нужным сменить свои лохмотья на праздничные одежды, которые были приготовлены, в том числе и для него. Своим неоправданным поступком он выражает пренебрежение и даже презрение к хозяину дома, как бы говоря – Есть и пить у тебя буду, а до самого тебя мне и дела нет. И говорит ему царь: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:12). Но при всём этом он молчал, потому что испорченность собственного сердца проявилось в его молчании. Под одеждой, которое символизирует одеяние души, надо разуметь дела жизни по вере, и светлая праздничная одежда подтверждает нашу готовность на брак, верность и союз с Богом, в служении и любви к Нему.

Этот нахальный и дерзкий гость выгоняется царскими слугами: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Самое страшное в жизни человеческой, это прожить её беспечно и не спасительно. Отрекаясь от брачной одежды, можно оказаться вне брачного пира. Хотя жизненный путь каждого человека имеет длину 70 или 80 лет: «дние лет наших в нихже семьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89:10). Пророк назвал человеческую жизнь в труде и болезни, отчасти потому, что она продолжается немного времени, так как не долговечна, но прожигание её в праздности приведёт нас к плачу и скрежету зубов от осознания, что всё потерянно.

Затем, в последний раз Спаситель высказывает справедливое, но грозное предостережение: «ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14). Этими словами Христос показывает, что не только один тот человек может подвергнуться этим ужасом, но и всякий кто находится в числе званных (крещёных) однако, не изменившие свою жизнь на лучшее. И не снявшие с себя путём покаяния, скверну дурных услаждений и страстей, становятся на один уровень с теми многочисленными людьми, которые оскорбили и убили посланных от царя. Следовательно, необходимо слушать свою совесть, сопровождаемую добрыми делами и идти на званную вечерю в брачной одежде.

Аминь.

maxresd12efault

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 89 зач., XXII, 1-14.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.