В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим слова о том, как вода исцеляет людей. Конечно же нам понятно, что не вода исцеляет, а Тот, Кто есть Творец воды и жизнь даёт всему. В тот достопамятный день был Иудейский праздник и Иисус пришел в Иерусалим. Он проходил мимо Овечьих ворот, где находилась купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. Там омывали предназначенных в жертву животных. Именно там совершилось чудо. В крытых ходах, на бортиках лежало великое множество больных, слепых, хромых, ожидающих движения воды. По временам сходил Ангел Господень в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Проходя через столпотворение несчастных, Христос увидел человека, который находился в болезни тридцать восемь лет. Перед Спасителем открывалась вся жизнь этого страдальца, поскольку для Бога нет невозможного и нельзя укрыться от Его вездесущего взгляда. Когда наступают сложные в жизни жизненные испытания или трудности, мы обращаемся к Богу с трепетом и искренне. Взирая на Его образ (икону), нам представляется, что мы стоим лицом к Лицу. Но не надо забывать, что когда мы согрешаем, то также и это совершаем перед Его лицом. Встретившись лицом к лицу с лежащим, Спаситель знал, что он страдает уже долгое время, и потому говорит расслабленному: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6).
|
|
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится всплесками вода и ясно покажется высшее развитие её целительных свойств. Когда я прихожу - говорил бедняга, другой уже сходит прежде меня и через благоприятный момент забирает всю пользу её целительной силы. Несчастный понадеялся, что этот добрый Путник по сердечной доброте будет с ним до того самого момента, как вскипит вода и поможет ему окунуться в бассейн. Но, Иисус приготовил ему более скорую и действительную помощь. Повелительный тон громогласного голоса пробежал по измождённым членам ослабленного тела: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8).
А разве мало чудесных исцелений совершил Иисус Христос одним Своим словом. Вспомним, как был исцелён слепорождённый. Спаситель плюнул на землю, сделал брение из пыли и помазал ему глаза. Он показал слепцу, что целительная мазь, о которой он и не мог мечтать всегда находилась у его собственных ног. Мы же часто по жестокосердию или маловерию не видим своего спасения и того, что оно лежит перед нашими глазами. Затем Спаситель сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. В этом действии мы слышим, как Господь напутствует слепца надеждой с подкрепляющей его верой. Уверовав в слово Спасителя, он пошел верным путём и умылся, и пришел зрячим.
В сегодняшнем евангелие мы слышим Спасителя, Который не сразу исцеляет несчастного, но даёт ему возможность для укрепления его веры. Говорит с ним с сердечным состраданием и в разговоре возгревает надежду, которой тот жил все эти тридцать восемь лет. И после повелительных слов Иисуса, несчастный тотчас выздоровел. Взял постель свою и радостном изумлении пошел в свой дом. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Закон Моисея предписывал: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему». (Исх 20:8-11).
Закон Моисея требовал, чтобы в субботу не делалась никакая работа. Однако на протяжении времён весьма усложнился «вопрос субботы». Иудейская традиция предписывала: всякий, кто из общественного места перенесёт какую бы то ни было вещь и принесёт её в свой дом, то нарушает Закон о субботе. И таких нарушителей могли побить камнями. Сознавая опасное положение, исцелённый попытался уклониться от ответственности и потому отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:11). Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Но тот не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Когда Иисус встретил его в храме, то обратился к нему с простым, но важным предостережением: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Быть может, это предостережение было потому, что Христос провидел низкую и недостойную личность этого человека, потому что не слышим от счастливца благодарности или признательности, но слышим, что исцелённый пошел и объявил Иудеям, - исцеливший его есть Иисус. Но есть и другое мнение, которое говорит, что узнав Иисуса, он объявляет иудеям имя своего Спасителя, чего они не хотели слышать.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 14 зач., V, 1-15.
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
|