Бог не требует от нас профессионального познания Догматического или Нравственного богословия, но говоря заповедями блаженства, Он учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. Спаситель открывал слушающим Его заповедь за заповедью: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. В этом и состоит духовный радикализм Нагорной Проповеди. Она отвергает всякое поведение «на публику», всякое исполнение социальной роли и всякое актёрство, даже перед самим собой и перед Богом, как поступали озабоченные пунктуальным и скрупулёзным выполнением буквы Закона, фарисеи. Но кто же они блаженны?
|
|
Блаженны – это счастливые люди, которые всегда предстоят перед Богом и слышат мудрость Его! Его зов и наставление принимают в своё сердце. Люди понявшие, что Бог есть жизнь становятся счастливыми. И мы с вами понимаем то, что Бог так же есть вечность. А для того, чтобы вернуться к Богу в вечность необходимо научится с ним жить. И такое учение Спаситель полагает нам наставлениями, которые мы слышим: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6:22-23). Своими собственными глазами мы смотрим на жизнь. Однако важно, как смотреть и как принимать хорошее и доброе.
Через наше зрение в нас самих входит свет и теплота, доброта и чистота, те образы на которые мы обращаем внимания. Следует так же понимать то самое намерение, с которым мы делаем всё, что только делаем. Через светлое око - ум светел, ясно понимающий предметы духовные и просвещает душевные свойства и деятельно направляет к приобретению истинного полезного для души. Но если око темно, то и замечать оно станет только плохое и негативное. Скорбь и гнев, раздражение и ненависть станет заселяться в нашей душе и держать все чувства в непроглядной тьме. В этой связи, светильник душе есть разум, который должен быть путеводной звездой сердечных движений и проливать в сердце свет веры благих познаний.
Продолжая учить народ, Спаситель произносит: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25). Этими словами Господь учит, чтобы наше сердце не прилеплялось к земному. Он не запрещает трудиться, но запрещает целиком предавать себя заботам и пренебрегать Богом. Удерживает нас от излишнего, томительного и бесполезного попечения собираний сокровищ на земле и убеждает Своей собственной заботой о каждом из нас. В известных пределах необходимо заботиться, и о нуждах житейских иметь попечение повелевает сам Бог (Быт. 3.19). Повелевает быть весне и лету для произрастания плодов.
Прилепившись к Богу, человек не должен думать только о хлебе насущном, но о небесном иметь попечение. Насущное же вручает Богу, как заботу о себе. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:26-30).
Забота о Божием творении наступает тогда, когда мы всецело «не боимся страха ночного и беды во тьме приходящей» (Пс. 90:5-6), полностью вверяем свою жизнь Богу, абсолютно веря и всецело доверяя Ему. Христос самым очевидным образом показал к чему следует стремиться: «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33), потому что Царство проистекает именно через эти самые вещи. Подводя итог сказанным словам Божиим, следует рассматривать богатства в той мере и понимать стремление души к тому что ей мило: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 18 зач., VI, 22-33.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
|