Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Воскресная проповедь Печать

20240310 082745

10 марта 2024 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 25:31-46).  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем Евангельском слове Господь ставит знак равенства между Богом и человеком. Но, прежде чем пояснить эту истину для слушавших Его, Спаситель сказал некоторые притчи для того, чтобы приготовить их сердца к принятию более глубоких смыслов. По сути, Закон данный Богом Моисею на горе Синай уже практически не работал в народе Израиля. Этот Закон чтили формально, не прикладывая к нему своей души. А голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестаёт достигать сердца человека. Оно делается жестоким и несправедливым и мало кого побуждает жить согласно предписанию Божией воле. 

Вспомним слова Спасителя: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).  В духе и истине это тогда, когда человек любит Бога всем разумением своим и состоянием сердечным. Это то состояние любви в котором прибывает Сам Господь подаривший нам жизнь и жизнь вечную. По прошествии времени Закон, данный народу через Моисея состоявший из 10 заповедей (Декалог) иудеи превратили в мицвот. Всего в Торе упоминается 613 запретов — предписаний. Но мы не станем углубляться в Тору, а остановимся на том, что сказал Спаситель. А он, не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом расширяет понятие заповеди и добавляет к ним прилоги.

Эти пояснения расширяют важность проявления милосердия к своим ближним. Спаситель говорит о втором Своём славном пришествии. Первое Его пришествие в смиренном образе раба было уничижительным, но для того, чтобы нам открыть путь в Рай. С Богом мы можем преодолевать любые сложности и даже житейские испытания. Где Бог, там жизнь. А где нет Его, там нет и дыхания спасительного: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - первая заповедь» (Мк. 12:30). И продолжая, Господь сказал: «Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31).

yfityytyt087t0808o024

Как же полюбить ближнего? Как самого себя! Ведь, себя разве мы не любим? В этой связи Иисус говорит: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Праведники ответят Ему: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:37-40). Мысль Христа предельна проста и кристально ясна так как Господь Бог будет судить каждого из нас на основании нашего отношения к нуждам ближних. Под словом «ближний» здесь понимаются вообще все, любой из тех, кого мы встречаем на путях своей собственной жизни.

Сын Человеческий обратится и к тем, кто по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41-46).

Этими словами Иисус заключает Свою последнюю беседу с учениками и со всеми теми, кто присутствовал в этот достопамятный день, и ясно раскрывает будущность о последних днях мира. Он возводит ум учеников к высшему, представляя их взору судилище и всю вселенную пред Своей славой. Ничто не утаится от взора Сына Человеческого и от первого Адама до последнего земнородного все предстанут на суд Праведного Судии. Надо сказать, что для первых христиан Второе пришествие Христа не вызывало чувство страха, а возможно было радостным известием и даже ожиданием скорого конца света, грядущей Его славы и вечной радости.

Аминь.

11fa05f3fda71a74b08a11292289995cd1faba55

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 106 зач., XXV, 31-46.

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.