Прощеное воскресенье Печать

26.02.2012 В Прощеное воскресенье протоиерей Димитрий напомнил прихожанам о смысле прощения для православных христиан, о необходимости прощать даже тех, кто нас незаслуженно обижает, клевещет или гонит нас, поскольку это заповедано нам Самим Богом, Который претерпел крайние страдания, унижения и молил Отца Небесного о прощении гонящих Его и, в частности, в проповеди на Евангелие пояснил:

«Аще прощаете согрешения обидчикам вашим, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши»– это есть условие нашего спасения. Чтобы нам спастись и войти в вечность, необходимо исполнять условие – заповеди Божии. «Если вы не оставляете обидчикам вашим согрешений, и Отец Небесный не простит вас». (см. Мф. 6:14-15) 

Что вам ещё искать в жизни, если слова изречены Самим Богом, Создателем нашим, Творцом. Что может быть ещё выше? Как можно размышлять или что-то выдумывать? Какие элементарные слова! Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». (Мф. 5:38) «А я говорю вам иначе: любите врагов ваших и добро творите ненавидящим вас и даже поминайте (т.е. молитесь) за тех, кто вам делает напасть, кто вам делает обиду. Ибо я пришёл, чтобы спасти мир. Мир Мой даю вам» - так говорит Христос. (см. Мф. 5:44, Ин. 14:27) И поэтому, чтобы спастись, нужно любить своих ближних.

Бог не создавал ни обид, ни смерти. Бог создал Адама, дал ему власть управлять всем миром, даже дал ему власть называть животных именами. Но посмотрел Бог, что не нашёл себе друга Адам, не нашёл… И тогда навёл на него сон и вынул из него ребро, и, подобно Адаму, создал ему помощника – жену. И когда Адам встал от своего сна, то он назвал эту женщину Ева – она матерь всех земнорождённых. Но, коль она наша мать, мы все братья и сёстры, мы (христиане) все во Христе.

Какие могут быть обиды?! Какие могут быть нестроения или несогласия? Отец наш Небесный, будучи с учениками, учит молиться, произносит великую молитву Господню «Отче наш».  Каждый из нас её читает. И там есть величайшие слова: «… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Вот, пожалуйста, и руководствуйтесь этими словами. Мы просим Отца нашего Небесного, чтобы Он нас простил, чтобы Он к нам проявил милосердие: «Оставь нам, Господи, наши грехи, ведь мы преступаем постоянно». Разве мало мы грешим? Разве мало мы обижаем Бога? Мы знаем, что этого делать нельзя, но делаем. Иной, который и в храм-то не ходит, он и не знает пути жизненные, он не знает духовной жизни, он совершенно ещё сырой в этом деле. Но мы-то с вами верующие люди… Мы иногда хорошо обличаем своих близких, наставляем их на путь спасения, говорим: «Это грех, этого делать нельзя, так поступать нельзя!» Ведь сколько раз мы говорим так нашим, тем, кто с нами бок о бок живёт. А ведь разве мы не нарушаем? Разве мы не грешим? Так мы-то знаем, что это грех, и делаем. Однако же, мы набираемся смелости и говорим: «Господи, и остави нам согрешения наша, якоже и мы оставляем нашим должникам». Так вот, чтобы спастись, чтобы жить правильно, нужно, прежде всего, любить наших обидчиков и любить вообще всякого человека, потому что Бог дал нам жизнь и дал нам заповедь: «Да любите друг друга!»

Далее, Христос говорит такие слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Мф. 6: 19-21) О каком богатстве говорит Христос? Нет, не о том богатстве, о земном, которое на хлеб наш насущный даёт нам Бог – не о том хлебе или о той тарелке или о той кастрюле… Христос говорит нам о нашей жизни, чтобы сердце наше принадлежало, прежде всего, Богу. Это земное – пожалуйста, пользуйтесь. Но это земное, это всё временное. Это то, что нам необходимо, чтобы кормить своих детей. Это то, во что нам необходимо одеваться или обуваться. Христос говорит о главном. О том, чтобы мы с вами сердцем принадлежали Богу. Сердце наше всегда должно быть выше этого земного, хотя бы на несколько ступенек выше от всего, что мы имеем, это совершенно разные вещи. Вспомним мы, когда ко Христу пришли искушать Его и сказали: «А скажи нам, Учитель, равви, как нам поступать? Платить ли нам дань кесарю или нет?» И тогда что Христос сказал? Он сказал: «Дайте Мне златицу (монету)». Ему дали. Тогда Он повернул её и сказал: «А что это за начертание?» Ему говорят: «Это кесарь, наш правитель». И вот Христос и говорит: «Не путайте. Кесарево отдавайте кесарю, а Божие отдавайте Богу». (см. Мф. 22:16-22) Из этого мы понимаем, что наше земное – это совершенно земное. Но Христос учит нас собирать богатство на Небе. Каким образом? Это наши добрые дела, наши поступки, наше милосердие. Если даже мы видим, что идёт или стоит пьяница, просит милостыню. Вот мы ему дадим, как мы говорим, а он напьётся, он такой-сякой, не будем давать ему!

А вы понимаете вообще, что такое человек нуждающийся? Мы не ему помогаем, мы себя спасаем, мы проявляем милосердие, мы откладываем богатство в Царствие Небесное. Когда мы перейдём Туда, вот оно и будет сокровище сложено наше. Бог даёт нам нищих, нуждающихся, даёт нам, чтобы мы спасались через них. Это не мы такие хорошие и добрые: «Вот я там подал, там дал!...» Да мы себя спасаем… Проявляя милосердие, сердце наше страдает, внимает его боли, его трудности. И вот мы, проявляя милость этому человеку, мы себя спасаем. Прежде всего, себя спасаем! И это мы должны понимать. Вот так и собирается наше богатство в Царствии Небесном. Заканчивает Христос такими словами: «…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Аминь».

***

По завершении Божественной Литургии настоятель также обратился к собравшимся со словами проповеди в воспоминание Адамова изгнания и напутствия на Великий пост:

"Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь напоминает нам о памяти изгнания из рая наших прародителей – Адама и Евы. Господь дал им заповедь не вкушать плода от древа посреди рая. Не потому, что нельзя было есть и пить. Бог для человека создал всё. Ибо сказано было: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю…» Человек стал царём. Но Бог делает маленький запрет, чтобы человек имел уважение к Творцу и в себе бы рождал любовь. Но грех оказывается слаще, чем исполнение закона Божия. А, точнее, грех легче сделать, всегда делать тяжело доброе: воздерживаться, поститься, молиться, терпеть старых родителей, смиряясь с соседями, с близкими – это гораздо тяжелей, нежели наоборот, скандалить, дурить, впадать в грех, нарушать закон Божий – это делать, наверное, удобней. Бог ведь дал закон не только прародителям, но и нам, потому что, живя на земле, мы должны прожить по заповедям, держась за заповеди, как, знаете, как маленький ребёнок держится за руку отца. Вот так мы должны держаться за руку Господа нашего Иисуса Христа – за заповеди, которые нам Бог даёт. Живя здесь, на земле, должны учиться для вечности.

И вот слова митрополита Меркурия, который говорит: «Как человеку верующему будет легко жить со Христом, а человеку неверующему тяжело жить с Богом». Точнее, он говорит так: «некомфортно, неудобное ему будет, потому что он не привык жить, ему всё это будет совершенно не так». Он привык жить беспечно, жить по законам своего живота, а не Бога, поэтому когда ему идти ко Христу, ему будет там совершенно непривычно, и место будет ему, конечно же,  у дьявола, потому что всю жизнь он жил по законам дьявола, а не Христа. Мы же, православные, должны руководствоваться заповедями, жить в этой жизнь, зная, что мы живём для вечности.

Воспоминание Адамова изгнания. За то, что вкусили плод, нарушили закон Божий, прародители были изгнаны из рая. А, точнее, они были лишены связи между человеком и Богом. Вот тот луч непререкаемый нарушился и они познали смерть, потому что этот луч, источник жизни, был надорван и, увы, человек умирает – умирает телом, но душой вечен, потому как Бог создавал человека из праха земнаго и вдунул в него дух жизни. Человек вечен. Это тело наше тленное, бренное, смертное, но смертное временно, потому что мы говорим: поминаем усопших, «уснувших», если переводить на русский язык. Человек засыпает телом, а душа перемещается в вечность. И каждый из нас будет стоять перед Богом, перед Своим Отцом и Создателем, и давать ответ за прожитую жизнь.

Святая Церковь нам даёт посты. Пост – это воздержание, это молитва; это то время, когда человеку необходимо отойти от суеты земной, приблизиться к Богу, к этому Источнику Света, соединиться с лучом Божественным через воздержание и молитву. Христос говорит: «вера без дел мертва». Но дела наши осудят нас… Если дела наши будут добры, то и суд к нам будет добр. Если же дела наши будут злы, то и суд к нам будет суров. И поэтому каждому из нас нужно выбирать свой путь. Никто никого не принуждает, не заставляет. Слова апостола Павла: «Ядущий неядущего да не укоряет, неядущий ядущего да не осуждает" (Рим. XIV, 3) (Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.)Человек создан со свободной волей, он сам должен избирать свой путь. Я же, как пастырь, я наставляю вас: не за-ставляю, а на-ставляю; потому что я открываю вам пути к жизни вечной, я возвещаю, как нужно жить, чтобы не погибнуть, чтобы не потеряться в этом земном мире и не быть добычей для врага рода человеческого, для диавола. Нелегко быть здесь, нелегко, конечно же, это труд. Идти в храм – это труд; вставать рано, идти на богослужение, молиться; утром – утренние молитвы читать, потому что молитва есть беседа с Богом, а вечером – молитвы вечерние перед сном – это труд. Но вместе с Богом, с источником жизни мы как-то пытаемся наладить эту связь между Богом и человеком, потому что Он – источник жизни, без этого мы не сможем ни спастись, ни жить и в этом мире, и в будущем.

Завтра у нас начинается пост. Пост Великий. Великий он потому, что он очень строг и потому что он заканчивается величайшим Праздником – днём Воскресения Христова. Этот пост сопровождается строгой молитвой и строгим воздержанием.

Первые три дня Церковь нам повелевает: «никакоже дерзнем ясти». Первые три дня мы не вкушаем ничего. Я говорю устав, а там, кто как сможет. Малым или старым дозволяется вкушение пищи без растительного масла во вторник вечером. Всем остальным – в среду после Литургии Преждеосвященных Даров можно вкушать снедей овощных. «Снеди овощные» - в переводе это варёные овощи, без растительного масла. Если это борщ, то также без растительного масла. Растительное масло у нас вкушается в субботу и воскресенье.  А со следующей недели – пища в среду и пятницу без растительного масла; в остальные дни мы масло вкушаем.

Каждый пусть смотрит на своё здоровье, на свои силы. Иногда бывает так, что человек постится, а ему нельзя, и вот он лежит в кровати, теряет сознание, теряет силы, ропщет, ругается, а, ещё хуже – проклинает всё, но постится…  Так пусть он лучше покушает! Нежели ругаться, нежели на всех обижаться, на весь мир: «Все вокруг плохие, один я не такой». Ты лучше покушай и не ропщи. Это будет лучше всего. Поэтому пост никого не заставляет. Каждый должен что-то делать от любви ко Христу. Как некогда Христос поставил дерево посреди рая и сказал: «От этого дерева не вкушайте плода!» Тем самым, чтобы наши прародители проявляли любовь к Создателю, не вкушая этих плодов, Так и сегодня. Если мы постимся, если мы воздерживаемся, то мы, прежде всего, проявляем любовь к нашему Отцу и Создателю. Аминь". Ангела Хранителя и Божие благословение».