Воскресная проповедь 17.01.2016 Печать

17 января 2016 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на Евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мк 1:1-8):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Святой апостол и евангелист Марк имел близкое общение с апостолом Петром, который в свою очередь называет его (Марка) своим сыном (Евангелие, которого сейчас было зачитано на Божественной литургии). Божественный апостол свидетельствует нам о любви Божией к человеку, о Его бесконечной любви к Своему творению, которая проявилась в пришествии на землю Сына Божия.

Любовь простирается к Своему творению всегда, во все времена, где бы мы ни находились. Другое дело, когда мы желаем или не желаем принять Отцовскую любовь в своё сердце, но мы должны помнить и благодарить Господа за сотворение мира и искупление человека, и за все Его милости, известные нам, и даже неизвестные. Но если у нас нет желания слушать слово Божественной правды, тогда мы сами отвергаем Его неизреченную и неизглаголанную любовь к нам.

Марк подтверждает изречение, сказанное в Ветхом Завете: «через пророков, говорит Бог: се, посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который уготовит путь Твой пред Тобою» (Мал III,I). А также слова пророка Исаии, сказанные за семь веков до Рождества Христова: «Глас (или «голос») вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, прямыми сделайте пути Ему» (См. Ис 40:3). Иоанн ходил вдоль реки Иордан и проповедовал крещение и покаяние для того, чтобы Господь простил людям грехи.

Прекрасные слова сказал Святейший Патриарх Кирилл, которые я не могу не зачитать.

Вот о чем говорит Патриарх:

«Грех открывается нам не просто как беззаконие, не просто как нарушение Божией  заповеди, но как  отказ человека от Самого Бога. Природа  греха  видимым образом обнаруживается во многих людских пороках, наиболее полно раскрывая себя в гордыне. Гордость и есть отказ человека от своего Небесного Отца. Гордому человеку Бог не нужен. Гордец предпочитает самого себя превозносить как источник и первопричину всего того доброго, что с ним происходит в жизни. Он уповает только на себя и не нуждается в помощи  Божией и Его заступлении».

«Время есть великий дар, оно принадлежит только физическому  миру.  В   Царствии   Божием   времени   нет. Подобно небу, земле, солнечному свету, воздуху, живительной влаге, красоте природы,  время  дается человеку затем, чтобы, используя его  наравне с другими  Божиими   дарами, он раскрыл силы своей души, обрел в сердце Небесный Иерусалим. Пока мы дышим, нужно помнить, что каждый миг жизни – это великий   и  неповторимый  Божий   дар  и  что нам никогда не удастся вернуть или повторить то мгновение, которое на наших глазах утекает в вечность  и  становится недостижимым для нас.  И  потому самым опасным человеческим грехом – грехом пренебрежения  Божиим   даром   времени  – является праздность. Если у нас появляется свободное время, его непременно нужно проводить с пользой для души  и  тела».

«Были   удивительные   попытки   построить   без   Бога   могучее   и   справедливое   общество,  в   том   числе   и   в   нашей   стране.  И   почему-то   ничего   не   получилось. И  казалось, пройдя тяжкими испытаниями XX века, уж  наш-то  народ, до конца испивший чашу страданий из-за этого богоотрицания, из-за этого отделения духовного от материального, многому научился  и  никогда не повторит своих ошибок. Но  удивительным  образом люди, быстро забывая прошлое, еще  и  еще раз повторяют свои ошибки.

Вот  и  сегодня многим кажется: ну как же в век компьютеров, а раньше говорили «в век электричества», как же можно верить в  Бога? Можно, потому что  Бог ― это не фантазия,  Бог ― это реальность. Вера в  Бога  есть  не просто умозрение, она основывается на реальном опыте. И много раз я об этом говорил: не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к небу, если бы небо не отвечало. Никакие мифы не способны дать силы выдержать огромные испытания, которые пережило человечество в течение многих тысячелетий».

Так, продолжая говорить о сегодняшнем Евангелии, а Евангелие – это земная жизнь Господа Иисуса Христа, – свидетельствует о Предтече Господнем, о Иоанне Крестителе, сыне Захарии, к которому «был глагол Божий в пустыне». Господь сказал ему, чтобы он шел крестить в Иордане народ и дал ему знак, по которому он должен был узнать пришедшего в мир Христа: на Спасителя должен сойти Дух Святой.

Иоанн пришел на Иордан, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов обращался к идущему на Иордан народу: «Покайтесь, ибо приближается Царство Небесное». (См. Мф 3:2)

И Иудея вся, и Иерусалимляне приходили и каялись, и, заходя в воду, исповедуя грехи свои, принимали крещение во оставление грехов.

Иоанн же сказал: «Я крещаю вас водою, но Который идет за мной, и я даже недостоин как раб послужить Ему, недостоин развязать ремень на сапогах Его; ибо, Который идет за мной, Тот будет крестить вас Духом Святым и Огнем».

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Недели пред Богоявлением: Мк., 1 зач., I, 1-8.

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою [1].

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему [2].

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

[1]  Мал. 3, 1

[2]  Ис. 40, 3









Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем.

Напоминаю, что сегодня вечернее богослужение в 16:00, завтра в 7:30 начало Часов, изобразительные, вечерня и Божественная литургия Василия Великого. По окончании Божественной литургии – Великое освящение воды.

Почему же совершается Великое освящение воды раз в году? Потому что наши предки и многие святые отцы говорили, что вода, освященная в день Крещения Господня, есть Великая агиасма – Великая святыня. Вода хранилась в домах и ее употребляли даже вместо Причастия. В первые века христианства святые пустынники и отшельники носили святую воду у себя на груди как крест и причащались этой водой каждое утро. Поэтому мы не должны путать: вода, освященная чином Великого освящения, совершенно отличается от той воды, которая освящается малым чином на молебне. Когда совершается малое освящение воды, то на молебне мы просим Господа о том, чтобы Бог исполнил какую-либо просьбу, помог в нужде, и благодарственные, когда благодарим Его за милости и дары, которые Он нам посылает. Великое освящение воды бывает только два раза в году – в Крещенский сочельник и сам день Крещения Господня, так как Христос пришел из Назарета Галилейского на реку Иордан, где проповедовал и ожидал Спасителя Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Иоанн сказал: «Мне ли крестить Тебя? Ведь я недостоин даже послужить Тебе, наклониться и развязать ремень обуви Твоей», на что Спаситель сказал: «Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду». И Он тотчас вышел из воды. (См. Мф 3:14-16)

Всякий входящий в воду для совершения над ним крещения останавливался, погружался в воду до шеи, а Предтеча наклонялся к нему и принимал его покаяние, затем погружал его в воду для очищения, чтобы грехи остались, и омытый выходил из воды чистым, обновленным в новую жизнь. Но Спаситель вошел в воды Иордана, чтобы взять на Свои плечи грехи всех, Своего творения, и тотчас же вышел из воды, так как не нуждался в крещении, потому что был безгрешный и непорочный, и поэтому Ему не нужно было задерживаться в воде для исповеди. Своим вхождением в Иордан Спаситель освятил воду и нам подал пример крещения, а миру явилась Святая Троица: Бог Отец говорил, Бог Сын крестился, и Бог Дух Святой сходил с неба в виде голубя.

Поэтому, завтра Великое освящение воды. И, пожалуйста, у кого есть возможность, кто свободен от работы, должен прийти в храм, и первое что сделать, вкусить Освященную воду, а затем окропить свой дом, двор, и все места следует освящать этой Великой святой водой. И часть воды, конечно же, нужно оставить, чтобы она всегда была в вашем доме, потому что выше этой святой воды нет никакой другой.

Завтра, 18 января, в 16:00 Всенощное бдение, которое состоит из: Великого повечерия, Утрени и 1-го часа, во вторник в 7:30 начало чтения Часов, 8:00 – начало Божественной литургии, затем Великое освящение воды, так как 19-ое число это праздник вхождения Господа нашего Иисуса Христа в воду Иорданскую, и этот день называется Крещение Господне.

Затем во вторник вечерня в 16:00, в среду – 8:00 – начало Божественной литургии.

В среду – память Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Затем в пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери «Умиление», в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

В субботу вечерня в 16:00, и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.         

И напоминаю, что сегодня мы заговляемся – вкушаем скоромные продукты, а уже с наступлением завтрашнего дня – один день поста, или как наши предки, родители и прародители, говорили «голодная кутья», а по церковному Крещенский сочельник, то есть завтра строгий пост. Мы же вкушаем (вареную пшеницу, разбавленную с взваром, то есть компот, который варится из сухих фруктов) после Великого освящения воды. Вот такой рацион питания на завтра. А в сам же день Крещения мы вкушаем всё.

Ангела Хранителя и Божие Благословение.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.