Неделя 12-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
12nedelya 2019

8 сентября 2019 года. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф., 19:16-26. Притча о богатом юноше).

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Один весьма богатый молодой человек, высокого положения пришёл к познанию и печальному убеждению, что он проживает беспечную и неправильную жизнь. Выслушав слова Божественного проповедника он понимал, что доселе пренебрегал драгоценным и величайшим случаем для спасения своей души, в связи с этим он возгорелся внести ясность в истинное значение тайны вечной жизни. И вот придя в крайнюю поспешность он обращается к Иисусу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф 19:17).

Pritcha-o-yunoshe  jesus teaching rich man barrett  meditazionevendituttoeseguimi-262e0e31ac 

Евангельский юноша обращается к Спасителю как к человеку и учителю, но ни как к Богу, хотя и называет Его: «Учитель благий!» (Мф., 19:16). Спаситель повидимому и ответил ему также: зачем спрашиваешь ты Меня о добром? И почто называешь Меня благим? Никто ни благ, как только один Бог. Знатный юноша был готов, как ему казалось на сверхчеловеческие поступки, сделать что-нибудь доброе, чтобы не лишиться Небесного Царствия, однако его намерения покоились лишь только на совершенно ложном и несовершенном основании. Весьма вероятно, что богатый юноша ожидал от Великого проповедника услышать какое-то особенное наставление или назидательное поучение.

Господь же на удивление вещает ему, тоже, что и Моисею: «не убий» - не убивай! Возможно эти слова касаются и нас здесь стоящих, ведь если взглянуть прямолинейно в собственный мир, конечно-же мы не убийцы, но если посмотреть косвенно? Оказывается, что убить можно не только колющем предметом, но и горьким словом. Иногда можно поразить словами так, что человек будет страдать и мучиться, прийти в крайнее отчаяние и даже до смерти. Словом можно поддержать и помочь в трудную минуту жизни, но в то же время и немало навредить, подтолкнуть человека на грех, и даже уговорить сделать аборт (узаконенное детоубийство). Если сами не впадали в этот грех, но возможно подсказывали: что будешь нищету плодить, сама то стоишь на тонкой полоске, как будешь рожать? Тем самым мы становимся соучастниками убийства.

Спаситель напоминает богатому юноше: «не прелюбодействуй!» Что мы откровенно можем сказать на это опасное действие: конечно-же, мы не прелюбодеи. Но косвенно кто из нас не смотрел на женщин с вожделением? Кто из женщин не заглядывался на прекрасного мужчину? А в мыслях своих не допускал ли непотребное? Значит и этому греху (грех – нарушение закона Божия) мы повинны. Спаситель продолжает перечислять ему заповеди второй скрижали: «не укради!» Не будь грабителем и не присваивай себе чужого. Стоит задуматься: наверно в течении жизни случалось у нас, когда брали то, что нам не принадлежало. Увы, но видимо и этому греху мы повинны.

И еще произнес Иисус: «не лжесвидетельствуй!» Сколько времени мы проводим в рассуждении, пересудах и пустых разговорах, а иногда слышим, что кто-то осуждает кого-то, а возможно и сами включаемся в этот пересуд, дополняя его самодеятельностью. Или к этой беседе прибавим того, чего венец Божьего Творения человек на самом деле и не делал, но опираясь на свои пустые домыслы, говорим ложь о человеке. Ложь для православного человека недопустима в любых проявлениях, так как всякая неправда не согласуется с любовью и уважением ближних. Всегда надо помнить, - все мы в той или иной степени грешники и поэтому прямо или косвенно повинны и в этой самой заповеди.

Далее, Господь говорит юноше: «почитай отца и матерь твою!» Конечно-же, в своей жизни мы всегда старались почитать, уважать, любить своих родителей. Но разве не было тех злополучных дней, когда обманывали их, обижали и досаждали им? Наверно случалось в нашей жизни, когда родительница плакала от наших нанесённых ей обид. От нашего непонимания и упорства родители страдали, а мы доказывали и упорно стояли на своём. Однако тем самым огорчали их. Чтить родителей – значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, наконец молиться об их здравии и спасении, а после смерти – о упокоении их душ. Разве прошли мы мимо этой пятой заповеди? Значит и в этом нарушении закона мы с вами повинны.

В заключение сказанного Спаситель, истолковывает высокую добродетель закона: «люби ближнего твоего, как самого себя». Что мы можем прямодушно сказать о этой добродетели? Наверно тот факт, что мы стараемся смиряться и терпеть? Как вообще понять эту заповедь? Однако любить ближнего своего, как самого себя, добродетель возможная, но несколько трудно выполнимая. Приведу к примеру случай из повседневной жизни: купили себе шубу норковую, то соответственно такую же шубу нужно приобрести и ближнему своему. Но вряд ли мы это сделаем. Себя то мы естественно любим, одеваем, украшаем, обеспечиваем всем тем, в чем нуждаемся. Вот таким же способом нужно любить и ближнего своего.

Что такое человеколюбие? Возлюбить ближнего – значит спасти Божий образ. По зову своего сердца спешим в «соборную и апостольскую Церковь» (символ веры), чтобы прежде всего исправлять самого себя, ведь мы еще так несовершенны. Были бы мы совершенны, то давно уже были бы вместе с Богом в раю. Однако все еще находимся в спасительной Церкви и исправляем себя, участвуем в таинстве Евхаристии, слушаем Евангельское слово и сравниваем его со своей жизнью. И если мы находим неправду в нас и нашей земной жизни, то необходимо исправлять её по заповеди Христовой любви. Для этого Бог дал нам «семьдесят лет жизни, а если в силах восемьдесят лет» (Пс. 89).

Когда Спаситель окончил проницательно говорить, тогда юноша отвечал Ему: всё это я сохранил от юности моей; чего еще недостает мне? Чего мне совершить особенного и высокого, дабы не лишится небесных благ? «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21). Господь призывает его отказаться от земных временных сокровищ, а взамен получить вечные блага. Ведь, после встречи со смертью, с собою ничего не возьмем, тем более, что это будет уже незачем. Возьмем с собой лишь одну добродетель, с которой пребывали и подвизались в повседневной суетливой дарованной нам Богом жизни. 805ce99633e39fc7ce34084f0294382e--rich-young-ruler-bible-art 

Юноша был, как говорит сегодняшнее Евангелие, весьма богатым и имел большие стяжания. Ему трудно было расставаться со своим благосостоянием и он с грустью в сердце и мрачной тенью на лице отошел в печали. Неудача юноши, не выдержавшего испытание, оказалась для него слишком тяжелым бременем. В его душе вдруг совершился печальный переворот и внезапно ему представилось, что вот он должен лишиться сразу имущества, почета, власти, и – куда же девалось прежнее доверие к Учителю благому? Где желание жизни вечной? Где ревность о несении подвигов потребных для вечной жизни? В одночасье все скрылось и исчезло!

Если задать вопрос современному парню или девушке: какие ценности у них в приоритете? Тут же будет приведен конкретный ответ и названа цель: выйти замуж или женится, иметь комфортное жильё с удобствами и материальным достатком и все остальное…. Всё это верно и правильно. Но спасение души и войти в жизнь вечную будет отнесено в самый конец, на потом. К сожалению, мало кто может сказать: ничего мне земного и временного не нужно, но хочу лишь душевного спасения. Однако семидесятилетний благочестивый старец и восьмидесятилетняя верующая в Бога старица, прожившие немалый отрезок жизни в один голос подтвердят: что для них блеск внешнего убранства давно угас, и они придя в понимание с гармонией внутренней красоты, желают одного - спасения. Григорий Богослов, говорит: «Душа есть Божие дыхание, и, будучи небесной, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере» (Догм. богосл. стр. 212)

getImage 310249.p

Спаситель сказал своим ученикам: «истинно говорю вам, трудно богатому войти в Царство Небесное; удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24). Мы знаем, что старый Иерусалим город окружен крепостной стеной. А когда наступали сумерки, и тьма сгущалась над Вечным городом, городские ворота запирались. Пришедший же караван не мог войти в город и спутники были вынуждены ожидать рассвета и открытия городских ворот. Но, помимо ворот существовала  калитка, так называемая  «Игольное ушко» – тесные врата, через которые мог с трудом протиснуться верблюд, если с него предварительно снять всю поклажу. И также запоздавший житель имел небольшую возможность, через эту калитку попасть городские стены в свой родной дом.

Не правильно рассуждать и думать, что богатый человек не может спастись. Благосостояние и благополучие семьи зависит от достатка. Слово богатство и благосостояние - значит иметь возможность поделится с теми, кто нуждается в нашей помощи. Проявив участие или безучастность к человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). В настоящее время мы рассматриваем ту мысль о богатстве, которую Бог, подавая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Вспомните евангельскую притчу о богатом и Лазаре? Богач одевался в великолепные одежды и каждый день устраивал роскошные пиры. A у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами и радовался даже объедкам, падающим со стола богача, которые после трапезы бросали псам, а вместе с бродячими животными питался и нищий Лазарь. Но пришло время и умер нищий, ангелы отнесли его к праотцу Аврааму, в место упокоения праведников. Умер и богач, и его похоронили. В аду, где богач терпел мучения поднял глаза и увидел вдали Авраама и Лазаря, того самого, которого он видел и ранее, еще при жизни. Он воззвал: отец мой Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в студеную воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я мучаюсь в этом огне.

 Но, что же значит эта знаменитая притча? Для нашего понимания Иисус приводит наглядный словесный пример. Здесь говорится о том, что путь к спасению ежедневно находился у его собственных ворот. Ему богачу, усевшись блистательно за трапезный стол, стоило подумать и о голодном Лазаре, и, накормить его. Вот в чём состояло избавление от мук богача, и это душеспасение находилось у его собственных ворот. Но он не воспользовался этой возможностью. Необходимо помнить: богатство может и обольстить и явиться тернием и преткновением, затмевая возможность слову Божию укорениться в сердце человека.

 «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф 19:25-26). Что же это значит? Невозможное для природы возможно для благодати. Если верующий человек просит у Бога: Господи помоги мне и я сделаю это, Боже дай мне сил, я уповаю на тебя Господи. Ведь природа человеческая не совершенна, но совершенен Бог. Имея поддержку свыше, мы сможем исполнить заповеди и законы, которые дал нам Бог.

Аминь.

 

tanarul cel bogat

 Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 79 зач., XIX, 16-26.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.