Воскресная проповедь 24.04.2016 Печать

24 апреля 2016 года, в Неделю 6-ю ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), совершение праздничного богослужения возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 12:1-18):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Сегодняшнее рядовое Евангелие от Иоанна Богослова свидетельствует нам о том, что Христос прежде шести дней пришел в небольшой город под названием Вифания при подошве горы Елеонской, и именно там Он сотворил последнее величайшее чудо – воскресил из мертвых Четверодневного Лазаря. И в этот вечер Ему сотворили ужин, в доме Симона прокаженного.

Среди учеников было множество народа, а также среди них были книжники и фарисеи, – то есть те люди, которые неплохо знали Священное Писание, так как составляли класс лиц, посвятивших себя изучению и истолкованию иудейского закона. На них лежала обязанность переписывать закон и во многих случаях решать вопросы, касающиеся закона, поэтому они назывались и книжниками. Среди них были и люди, достойные всякого уважения, как например Ездра – книжник, Гамалиил – законоучитель или Никодим – учитель Израилев. Но всё же большинство людей того времени было привязано к одним преданиям, они не понимали духа закона и ложно толковали его, были слепыми вождями народа, и потому Господь Спаситель так часто и так сильно обличал их. Они могли спорить с Иисусом Назареем, считая, что они умнее всех в духе закона, и поэтому их влияние на народ было очень велико.

В дом Симона, где находился Учитель, была приглашена Марфа и сестра ее Мария, и Лазарь сидел у ног Спасителя. Очевидно, что Лазарь чувствовал себя хорошо и не чуждался радостного пиршества. А народ удивлялся тому, что увидел своими глазами воскресшего человека, которого еще несколько дней назад они хоронили, проливали горькие слезы, утешая близких и родных, – и вот виновник погребения сидит, приник к коленям Чудотворца, слушая слова Божественной истины.

Мария, сестра Лазаря, раскрыла небольшой флакон, в котором было драгоценное, нардовое миро. Она помазала ноги Спасителю, и невзначай для всех присутствующих отерла своими густыми и длинными волосами ноги Его.

Тем временем, как говорит евангелист Иоанн, «весь дом наполнился благоухания». Один из учеников, которого звали Иуда Симонов Искариотский, который и предаст своего Учителя и Бога, сказал: «Учитель! Почто же губится такое дорогое миро? Ведь его можно продать за триста динариев, а вырученные деньги раздать нищим».

Но не о нищих он пекся, потому что был вором (Евангелист называет Иуду «тать», что означает «вор»). Он носил на своей шее денежный ящик, туда опускали монеты, и он тайно брал значительную часть себе. А ведь Учитель именно ему поручил собирать деньги, Бог знал его слабость и дал ему возможность, чтобы Иуда победил в себе поражающий его грех. Проявление доверия со стороны Спасителя к Иуде должно было плодотворно подействовать на лукавого ученика, внушая ему любовь и преданность к Богу и благоприятное последствие к исправлению. Но он злоупотребил доверием Христа, возлюбил больше деньги, нежели своего Учителя. Лицемерно говорит о поступке женщины, протестует против подвига Марии, имея желание продать драгоценное миро и рассчитывает украсть часть денег.

Господь сказал: «Не мешайте женщине делать то, что она делает: ибо, помазав миром Мои ноги, она приготовила Меня на день погребения Моего». Но не поняли ученики слов Спасителя, а также и все присутствующие, о каком погребении говорит Христос, когда у ног Великого Чудотворца и совершителя величайших чудес (совсем недавно Иисус воскресил Лазаря, – это чудо подтверждало Его полную власть и могущество над гробом и смертью), сидит четверодневный Лазарь, неоспоримый свидетель Божественной силы Иисуса.

Они поймут эти слова только тогда, когда станут свидетелями первого дня по субботе, называемого ныне воскресенье. Благочестивые жены рано утром шли ко гробу  Господа Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, чего не успели сделать при погребении. Вот тогда-то они вспомнят, – когда ангел обратился к ним с речью «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь».

Между тем, фарисеи пришли в такую ярость, сказали: «Давайте убьем не только Иисуса, но и Лазаря. Посмотрите, из-за этого воскресшего человека народ стремительно идет не только к Спасителю, но даже на Лазаря посмотреть, а от нас удаляется».

На другой день Христос вознамерился идти во Иерусалим. И вместе с Ним шли и ученики, которые были с Ним, а также народ пришел в движение: услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, вышел Ему навстречу, потому что слышал о великом чуде, которое сотворил Иисус в Вифании. Люди шли к Нему не просто, а восклицали: «осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Шли навстречу с пальмовыми ветвями финиковых дерев. Наступило какое-то чрезвычайное озарение. Кажется, весь народ иерусалимский узнал в Нем Христа и Бога, творящего чудеса, воскрешающего мертвых. Народ ликовал, народ торжествовал, не мог остановиться от своих эмоций и слез радости, они кричали: «осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» И, махая живыми ветвями, свидетельствовали: «Вот идет к нам Пророк, Который дает жизнь всему и всем!»

А для чего мы с вами держим в руках вербу и живые цветы?.. Мы – верующие во Христа, свидетельствуем, что Бог есть Жизнь. Сама Жизнь идет по дороге во Иерусалим, причем, грядет скромно, на молодом осленке. Сбывается предсказанное пророками: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, Иерусалим: Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Зах.9,9).

Когда прославился Спаситель, тогда вспомнили ученики, что они оказались не только свидетелями пророческих слов, но и участниками этого великого события. Понимая тайну Его вольных страданий, ученики пошли во все концы земли с проповедью и проповедали миру, что Он есть Отчее сияние.

И в свидетельство жизни вечной и мы с вами сегодня держим в своих руках вербу. Эту истину (жизнь вечную) Церковь исповедует в Никео-Цареградском Символе веры.

Когда Христос приблизился к славному Иерусалиму, то Он прослезился: «Иерусалим, Иерусалим! сколько раз Я хотел собрать тебя к Себе, как собирает птица под свое крыло птенцов, но вы не восхотели! Се, оставляется дом ваш пуст». (См. Мф 23:37-38) Он плачет над Иерусалимом, над его жестокостью, заблуждением и нераскаянностью,  плачет о городе, в котором через несколько дней совершится искупление рода человеческого, о том городе, который первым услышит весть о преславном Воскресении Христовом и из которого эта весть распространится во все концы вселенной.

Народ, который встречал Иисуса Пророка из Назарета Галилейского, через несколько дней будет на эмоциях кричать: «распни, распни Его!», они покажут, как в мире все изменчиво и непостоянно. Меняется быстро наше настроение, а с ним утрачивается и просветление, еще слышны крики приветствия и радостного «осанна», а Иуда замышляет предать Христа. «Кого распять? Неужели Царя вашего? – скажет Пилат. – Ведь несколько дней назад вы снимали с себя одежду, постилая по дороге, восклицали «Осанна Сыне Давидову» как истинному Царю и Богу! Что же происходит в ваших сердцах? Вы снова кричите, но уже не славы требуете Иисусу, а позорной смерти на Кресте».

И сегодня, находясь в доме Божием, мы должны внять словам Евангелия, чтобы, не дай Бог, не оказаться на месте тех, которые вчера кричали «осанна!», а завтра будут кричать «распни Его!»

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 41 зач., XII, 1-18.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.









Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с величайшим праздником – входом Господа нашего в преславный город Иерусалим. Спаситель вошел для того, чтобы пострадать ради нас и ради нашего спасении, чтобы принять крестный подвиг, и затем войти через Воскресение в славу нового Иерусалима. Ибо первый Адам, умирая духовно, в мир принес смерть как следствие нарушения закона Божия, а второй Адам, Сын Божий, умирая на кресте, вошел во ад, чтобы победить ад и одержать победу над грехом. Через искупление Иисусом Христом рода человеческого люди получили новую жизнь и спасение, потому что крестные страдания Сына Божия были вольные. Не сразу ученики смогли понять недоразумение человеческое, невинной жертвой которого стал Господь наш Иисус Христос. Находясь в Гефсиманском саду, в их присутствии арестовали Христа, – после того, как один из учеников, лобызая Его, говорил «радуйся, Равви!» Петр схватился за нож; вынув его из ножниц, чтобы защитить своего Учителя, ударил архиереева раба, и срезал Малху правое ухо – об этом свидетельствует евангелист Иоанн (Ин 18:10). Господь сказал Петру: «всякий, кто взял нож, ножом погибнет; или ты не веришь, что Я могу умолить Отца Моего, и Он Мне даст вящше легион ангел? А как же это сбудется? Ведь на это Я пришел». (См Мф 26:52-54) Он наклонился, поднял ухо, снова приложил его к урезанному и израненному месту, и оно в мгновение ока сделалось здоровым.

Но разъяренная толпа ничего не видит кроме ненависти! Они с оружием, дрекольями и факелами, – спешат угодить архиереям! Повели Христа как агнца на осуждение и заколение.

Иоанн Богослов говорит до мельчайших подробностей, как, где и с какой последовательностью это происходило. Он говорит это для нас, чтобы мы имели веру в Евангелие, потому что Евангельская весть – это земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы скажем, что мы не верим в Евангелие и Бога не видели, тогда можно сказать, что мы не видели Пушкина, не видели Лермонтова, Гоголя и других великих мужей, однако мы читаем их стихи и произведения, которые свидетельствуют нам об их трудах и о времени их бытия. Мы видим картины прекрасных художников, однако никогда не видели самих авторов. Мы никогда не видели Рембрандта, однако его труды, его великолепные шедевры, свидетельствуют о том, что он в свое время жил и работал.

У нас в алтаре на престоле лежит Евангелие – свидетельствует о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, и эта божественная книга служит нам уверением и укреплением в вере, через которую мы спасаемся.

Но сегодня мы с вами вспоминаем и сопереживаем событие, великое последнее чудо, которое совершил Сын Божий в Вифании: воскресил из мертвых Четверодневного Лазаря. Поднимая выше толпы пальмовые ветви, народ того времени ликовал, свидетельствовал своим действием и ветвями как бы говоря: «Идет к нам Царь, творящий чудеса, воскрешая мертвого, даровал ему жизнь». «Осанну Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»

И поэтому мы с вами, держа живые цветы и ветви верб свидетельствуем, что мы не просто верующие люди, но свидетельствуем о жизни вечной – Он сама вечность. Только Он, Бог, может дать нам таковое. Пройдем со смирением и сокрушением вместе со Христом через наступающие страстные дни и события. Будем сострадать Христу на Его крестном пути. Пусть примут в этом участие наш ум, наше сердце, наша душа, ибо сострадание, сораспинание, соумирание Христу обязательно приводит к воскресению с Ним. С этим величайшим праздником всех вас поздравляю.

Я напоминаю, что сегодня в честь праздника послабление поста. Сегодня мы можем вкушать не только рыбную икру, но и рыбу, выпиваем вино по две красовули. Но в 24:00 не должны забывать о том, что наступает понедельник, начало строгих постных и страстных дней. Понедельник, вторник, среда – мы вкушаем пищу без растительного масла, и только в четверг, по совершении Божественной литургии, вкушаем пищу с растительным маслом.

Служба сегодня вечерня в 16:00, завтра начало утрени и Великопостных часов в 7:30, в понедельник вечерня в 16:00 и во вторник в 7:30 начало утреннего богослужения.

Во вторник вечерня в 16:00, в среду начало утреннего богослужения в 7:30.

В среду вечерня в 16:00 и в четверг в 7:30 начало утреннего богослужения. Исповедь будет начинаться в среду на четверг в 15:00 – перед вечерним богослужением.

Очень хочу обратить ваше внимание на то, что в четверг вечернее богослужение будет начинаться не в 16:00, как обычно, а в 18:00 – с чтением Страстных Евангелий. В этот день на вечернем Богослужении мы держим в руках не ветви деревьев и живых цветов, а зажженные свечи – этим мы показываем, что веруем в Живого Бога, и живой огонь в течение чтения всех Евангелий мы держим в своих руках. На 12-ом Евангелии мы не тушим свечу, но огонь несем в свой дом, – в прообраз того ветхозаветного времени, когда ангел Господень сказал перед исходом Израильтян из Египта народу своему: «Возьмите от крови однолетнего агнца (овец или коз) и помажьте на обоих косяках и перекладинах дверей в домах, кровью жертвенного. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и дома наши избавил». (См. Исх 12:21-27) Где косяки дома были помазаны кровью жертвенного агнца, смерть в тот дом не вошла и не поразила первенцев – от человека до скота.

Мы приносим в свои дома огонь Страстного четверга, и этим огнем мажем косяки нашего дома, испрашивая у Господа милость к нам, чтобы смерть прошла мимо нашего дома.

В пятницу строгий пост. Утреннее богослужение в 7:30, а в 14:00 вечерня с выносом плащаницы, к которой мы прикладываемся натощак, не вкушая ничего.

В пятницу вечерни не будет, а в субботу в 5:00 утра будем служить две службы – утреню и Божественную литургию с чином погребения Спасителя. А затем в 23:30 полунощница, и в 00:00 начинается праздничное Пасхальное богослужение, которое предначинается крестным ходом вокруг храма.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.