Воскресная проповедь 8.05.2016 Печать

8 мая 2016 года, в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха) настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об уверении апостола Фомы, Ин 20:19-31):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

«Сущу позде в день тот во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы (Его), страха ради Иудейска», – так свидетельствует об этом Великом дне апостол и евангелист Иоанн. Эти Евангельские слова в переводе означают: «Поздно вечером того дня, который следовал за субботой…» – этот день, как мы знаем, называется воскресенье, но тогда-то он не назывался так, и поэтому евангелист говорит нам, свидетельствует о Божественной Истине Христова Воскресения.

Ученики собрались в комнате одного дома, причем, из-за того, что Иудеи могли внезапно ворваться в дом, где собрались ученики Распятого, и чтобы этого не случилось, они закрыли на запор двери.

Находясь в Сионской горнице, апостолы, имея радостную весть о воскресении Учителя, рассуждали: как могло произойти, чтобы Тот, Который воскрешал мертвых и даже на глазах многих воскресил Четверодневного Лазаря, как могло произойти то, что Его прибили ко кресту, и Он, Победитель смерти, умер.

Усвоение апостолами радостной и краеугольной истины христианства, истины воскресения Христова, проповедниками которой вскоре они сделались для всего мира, с трудом проникала в душу. Мысль о необходимости крестных страданий «Сына Бога Живаго» была непонятна даже «камню веры» Петру.

Они рассуждали: Иосиф с Никодимом сняли с креста тело Учителя и на скорую руку в пятничный вечер погребли Его. Дверь гроба, или проход во гроб, закрыли большим камнем (галал), который преграждал путь в пещеру. Жены-мироносицы ранним утром первыми пошли ко гробу возлюбленного Учителя, неся приготовленные ароматы. Но удивительно и неожиданно оказалось для них то, что камень был отвален от дверей гроба и в пещере не нашли тела Господа Иисуса. И вдруг в ужасе на правой стороне гроба они увидели юношу, облеченного в белую одежду, который им сказал: «что вы ищите среди мертвых живого? Его нет здесь: Он восстал; разве не говорил Он вам, что встретится с вами в Галилее? там Его увидите». (См. Лк 24:5-7)

Петр и Иоанн ранним утром ходили ко гробу, удивительно свидетельствовали, что Его там нет, но только отдельно погребальные пелены лежат на камне, и плат, который был на главе Его, не вместе с пеленами, но особо свит на другом месте (См. Ин 20:7). Как положили Христа Спасителя тайные ученики Иосиф с Никодимом, так всё и осталось лежать, но Тела самого Спасителя не оказалось. Если бы кто Его перенес, рассуждали ученики, то сделали бы это не обнажая Его, равно как, если бы кто украл Его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плат, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Петр, находясь в гробнице, не нашел в нем света воскресения и вынес из него только удивление.

Лука и Клеопа рассказывали ученикам – когда они шли в Еммаус, размышляя о последних событиях жизни своего Учителя, Сам Спаситель встретился им на пути и сказал им: «Почто же вы несмысленные и косные сердцем? Неужели вы не знаете Писание? Не так ли должно было исполниться всё, что предсказывали пророки, что надлежит пострадать Христу ради человек и войти во славу Свою?» (См. Лк 24:25-26), но они познали Его только во время преломления хлеба.

Мария Магдалина свидетельствовала о том, что она пришла ко гробу, и, заглянув в пещеру, не нашла там тела Учителя и Господа. Но увидела человека и думала, что это вертоградарь (садовник), и именно он взял тело Учителя. «Когда я к Нему обратилась, – говорила она, – а Он стоял от меня поодаль, я услышала ответ на мой вопрос, но голос, который отвечал мне, мне был знаком», – тот тембр и звук, исполненный благодатною силою, помог Марии узнать Господа. Быстро обернувшись и всмотревшись внимательнее, Мария узнала Его, и тотчас хотела припасть к ногам Его и прикоснуться, но Он остановил ее, сказав: «не прикасайся, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, не пришло еще время». (См. Ин 20:11-17) «Это точно бы наш Учитель!» – сказала она.

И так рассуждали ученики о великой тайне Господа нашего Иисуса Христа, о Его крестных страданиях, о погребении и о удивительном и спасительном для всех людей Его воскресении.

И как только закончилась их беседа, вдруг Спаситель стал пред ними, свидетельствует евангелист Иоанн. Они все исполнены были испуга и смущения, – они подумали, что видят духа, потому что Он сказал: «мир вам!» (Ин 20:19)

Он принес в мир – мир. Он говорит нам о том, чтобы мы жили все в мире, если мы являемся свидетелями Божественной Истины и свидетельства Его воскресения, и если мы говорим, что мы христиане, то мы должны творить мир, потому что Бог дал нам мир.

Вся жизнь должна проходить в мире и согласии, в любви и в поддержке. Только там не может быть мир, где живет ложь, предательство и наговор. Не может быть мира там, где живет лицемерие и неправда, где ложь и клевета. Кто живет с этим, тот не может жить с миром.

Но Господь говорит: «мир вам: якоже послал Меня Отец, и Я посылаю вас на свидетельство и на спасение всех». И, дунув на них, сказав: «приимите Дух Свят. Кому отпустите грехи, тому отпустятся; а на ком оставите, на том и останутся». (См. Ин 20:21-23) При явлении Господа апостолам в вечер воскресного дня не было апостола Фомы (Близнеца) с ними. Промысел Божий состоял в том, чтобы даровать «для всех языков» церкви Христовой новое, наиболее не отразимое по силе доказательности, подтверждение истины воскресения.

Когда же пришел Фома, то ученики рассказали ему о чудесном явлении, о том, что Христос жив и они увидели Его своими глазами.

Апостол ответил им: «Пока я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руку мою в ребра Его, не поверю. Не может быть такого», – сказал сомневающийся ученик.

И так прошло еще восемь дней. Снова ученики собрались на вечерю, как раньше собирались с Христом, в этот раз Фома был с ними. Пришел Иисус, когда двери были закрыты, стал посреди учеников, и Богородицы, и жен-мироносиц, и всех тех присутствующих, и сказал: «Мир вам!» Потом, исполняя желание страдавшего неверием апостола, воскресший Учитель обращается к Фоме с такими словами: «принеси перст твой семо» (то есть «подай твою руку сейчас»). Смотри Мои язвы. У Меня в боку еще не зажившая рана от крестных страданий. Ну теперь ты веруешь в Меня?» Конечно тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить апостола и всех присутствующих в воскресении. Чтобы любопытный апостол собственными руками взял радость воскресения из живоносных ран воскресшего тела Спасителя.

И Фома, опустившись на колени, сказал: «Господь мой и Бог мой!» На что Спаситель сказал: «Ты уверовал в Меня, потому что не просто увидел, но даже, как ты и говорил, ощупал; но блаженны не видевшие и уверовавшие».

Много чудес сотворил Иисус, о которые невозможно описать. Но то, что написано, – говорит евангелист, – свидетельствует нам о Божественной Истине и даёт нам веру в Господа нашего Иисуса Христа, а вера приводит нас в жизнь вечную во имя Его. Только такая вера в Христа как Сына Божия и может дать человеку вечную жизнь. И так как мы нашли во Христе истинного Сына Божия, то мы через это имеем уже истинную вечную жизнь.

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 65 зач., XX, 19-31.

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. 























Проповедь по совершении Божественной литургии

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Воистину, эти слова никогда не могут быть лишними или слишком часто повторяемыми. Эти слова есть Истина, цель и смысл всей нашей жизни. Когда же наутро ученики Христа, полные скорби из-за потери любимого Учителя, направились к гробнице, чтобы обмыть Его тело и завершить погребальные обряды, они обнаружили, что камень отвален, стражи нет, гробница пуста. Их сердца исполнились нового горя: мало того, что Учителя убили, теперь даже тело его исчезло. Но как раз в этот момент явился им ангел, который возвестил: «Христос воскрес!»

Сегодня неделя 2-я по Святой Пасхе, которая в Церкви именуется «Неделя апостола Фомы». И именно поэтому Церковь призывает нас с вами, чтобы мы были тверды в вере. И не только тогда, когда апостол Фома, чтобы убедить своё вольнодумие и любопытство, должен прикоснуться к телу Учителя и своими глазами увидеть раны Его, но мы с вами, живем в 21-м веке – время, которое исчисляется для нас. Бог вне всякого времени. Мы помним слова, где сказано: «Я есть и Альфа и Омега, и начало и конец» (См. Откр 1:8) – Бог есть всё, и без Него ничего быть и жить не может. Мы живем во Христе, и какой бы век ни был, какое бы исчисление ни было, всегда живем со Христом и во Христе, и поэтому эти спасительные слова о Воскресшем Христе свидетельствуют нам о камне, который у входа в гробницу оказался отвален и оттуда вышел Победитель смерти. Поэтому Божественные слова никогда не могут быть забытыми, потому что они – основа всей нашей жизни.

Вам же, дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения и помощи Господней. А причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.