Воскресная проповедь 29.05.2016 Печать

29 мая 2016 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 4:5-42):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что Сын Божий, выйдя из вод Иорданских, пошел в мир сей на служение и спасение многих. Сам лично Христос не крестил, предоставил это дело ученикам Своим, которые и совершали крещение. Иудеи, видя выдающийся успех, какой имел в Своей деятельности новый Креститель, стали негодовать и ненавидеть Проповедника, потому что народ шел за Ним.

Зная, что час Его страданий еще не пришел, Христос удалился из Иудеи в Галилею, и по пути шествия через Самарию Он выбрал дорогу, ведущую через незначительный город Сихарь.

В двенадцатом часу дня, когда солнце было уже высоко в полуденное жаркое время, Он, по человеческому естеству устав от пути, присел для отдыха и подкрепления у колодца, где на плодородном участке земли, некогда отведенном патриархом Иаковом своему любимому сыну Иосифу, как это бывает на востоке, студенец воды украшал навес и какая-то растительность с благодатной тенью деревьев. Ученики отошли от Него, чтобы войти в город и приобрести яств.

Этим временем Его покой нарушила женщина. Она в самое жаркое время пришла к колодцу почерпнуть воду. Видимо, что-то ее останавливало, что она не приходила утром, когда все женщины города толпились за водой. Желания у нее не было встречаться с людьми, - может быть, эта женщина не пользовалась доброй славой или славилась легким поведением? И вот, в самое жаркое время суток она пришла к колодцу почерпнуть воды.

Иисус обратился к ней со словами: «Женщина, дай Мне пить».

Она посмотрела на Него и с удивлением сказала: «Ты Иудей, разве не знаешь, что Самаряне не общаются с Иудеями?»

Сказала, потому что женщина, видимо, была набожная, знала различие веры и имела чувство национальной гордости. Между иудеями и самарянами была такая непримиримая ненависть, до того были прерваны все сношения между ними, что просьба эта вызвала у самарянки только крайнее удивление. Спаситель, услышав такие слова, сказал ей: «О, женщина, если бы ты знала, Кто просит у тебя воды, ты сама попросила бы у Меня воды, и Я бы дал тебе воду живую».

Женщина, недолго думая, отвечает: «Удивительно! У тебя даже и почерпала нет; и как ты можешь мне дать воды? Или ты больше отца нашего Иакова, который колодец передал своему сыну Иосифу вместе с участком земли? Пил из него, и дети его, и даже скотину поили, и он до сего дня не иссяк», - с улыбкой недоверия и чувством народной гордости сказала она.

Спаситель ответил: «всякий, пьющий из этого колодца, снова придет к нему, так как будет нуждаться в нем, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек; но вода сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Сказанные Спасителем слова для восприятия женщины были еще совершенно далеки. Она не могла понять, о чем говорит ей странный путник. Однако что-то поразило и устрашило ее в этих простых словах, и она теперь обращается к Нему уже с почетным титулом: «господин! дай мне воды, чтобы я напилась и больше не нуждалась в питие и не приходила сюда снова».

Но на этот раз довольно уже было сделано для назидания бедной крайне изумленной женщины,  и потому, круто порывая эту часть разговора, Путник велит ей: «пойди, позови своего мужа и приходите ко Мне».

Женщина улыбнулась и была вынуждена ответить: «у меня нет мужа». Какая собственно мысль была у Христа, мы не знаем, но, может быть, Он сказал это с той целью, чтобы тронуть ее каменное сердце и пробудить спящую совесть?

В сугубое подтверждение ее грустного признания Спаситель раскрыл перед ней тайну ее распутной жизни: «И здесь ты права, ибо пять мужей имела, вовсе не мужья тебе, и тот, который сейчас с тобой, ну какой же он муж тебе?»

Женщина вдруг начинает задумываться в себе. Она видит Великого Человека, сидящего перед ней, и Он открывает ей глубокие тайны ее жизни.

Живая мысль быстро переносится к другому вопросу, она говорит: «Я вижу, что Ты пророк. Скажи нам: мы кланяемся на горе Гаризим Богу, а вы, Иудеи, говорите, что нужно кланяться в Иерусалиме». Случай свел ее с великим Учителем и появилась возможность воспользоваться им для улаживания бесконечного спора между иудеями и самарянами о том, что собственно – Иерусалим или Гаризим считать священным местом Палестины.

Спаситель ответил ей: «Настанет время и наступило уже, когда кланяться нужно не на горе сей, и не в Иерусалиме, но истинные поклонницы будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо спасение от Иудей есть».

Женщина говорит Ему: «Я знаю, что Мессия придет и возвестит нам все».

Этим временем ученики пришли к колодцу и удивились, что Христос беседует с женщиной; но никто даже вопроса не задал Ему, а женщина вследствие поразившего ее изумления, увидев учеников, забыв свой водонос, поспешила в город и сообщила жителям той страны, что пришел Человек путник, воистину Пророк, и раскрыл тайны ее жизни. «Не он ли Христос Мессия?» - сказала она самарянам. И собравшийся народ по указанию женщины скоро побежал из города навстречу к Пророку.

А ученики побуждали Спасителя: «Равви! кушай».

Спаситель ответил: «пища Моя есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Вот, вы говорите, что еще четыре месяца, и созреет нива и нужно собирать урожай. И Я вам говорю: посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. И радоваться будет тот, кто сеял, и тот, кто собирает; вы не трудились: иные трудились, а вы пришли в то время, когда пришло время жатвы».

Ученики не могли уловить в Его словах более глубокого значения и понять смысл этих Божественных слов, которые говорил им Учитель, как только то, что, вероятно, кто-нибудь принес Ему есть. О какой жатве говорит их Учитель? - думали они. Но затем Спаситель, указывая на жителей Сихема, стекавшихся к Нему по равнине, продолжал: «Взгляните на эти поля (народ уже стоял и смотрел на Путника по имени Иисус), как они пожелтели для духовной жатвы». И личная беседа с Христом убедила многих, и много спасительных слов услышали они от Него. «Учитель, побудь еще с нами, не уходи от нас», - сказал народ.

И, милостиво снисходя к их просьбе побыть у них, Он с проповедью пробыл там два дня.

Затем народ говорит женщине той, которой Он впервые открыл Себя: «Мы уверовали не только по слову твоему о том, что ты сказала, что Он воистину Пророк, но мы сами видим и сами слышим, что в мир пришел воистину Спаситель мира, Христос». Несомненно, это двухдневное учение и было главным образом причиною многочисленных обращений в их среде в последующее время.

Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 12 зач., IV, 5-42.

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.