Воскресная проповедь 5.06.2016 Печать

5 июня 2016 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин 9:1-38):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Стоящему вокруг народу и теснившим Его книжникам и фарисеям Господь говорил то многое, что даже из злейших врагов Его многие склонялись к вере в Него; но это была колеблющаяся вера, или полу-вера, сплетенная с тысячами мирских, ошибочных бредней, которая не могла иметь спасительную силу и на которую нельзя было положиться. В заключение Своих слов Он немедленно подверг ее испытанию, которое и обнаружило пустоту и превратило в безумную ненависть. Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, смерти не увидит во век» (См. Ин 8:51).

Книжники и фарисеи говорят между собой: «Беса имеет, - раз говорит такие слова. Как это – смерти не увидит? Авраам умер и пророки, а Он говорит, что смерти не вкусят соблюдающие слово Его».

«Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: кем Ты Себя возомнил», – сказали они.

И Господь, отвечая им на их вопрос, сказал то, от чего они пришли в ярость. «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Иудеи отвечали: «пятидесяти лет не имеешь, - и Ты говоришь, что видел Авраама?» «Прежде нежели был Авраам, Я есмь», – сказал Спаситель. Такое выражение показалось слушателям Христа прямым богохульством, и те люди, которые час назад, казалось, веровали в Христа, теперь берутся за камни, чтобы побить Его ими. Но Христос успел скрыться в толпе богомольцев, не принимавших участие в споре, и, проходя по дороге из храма, встречает слепого от рождения человека, просящего милостыню. На этот раз ученики были с Господом и спросили: «Учитель! Скажи нам, мы видим здесь сидящего слепца, просящего милостыню. Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?» В первом случае предположение было бы жестоким, в последнем невозможным.

И тогда Спаситель, чтобы не следовать в бесплодную область умозрения и наклонность судить о грехах других, сказал им: «Не за свои грехи и не за грехи родителей, но слава Господня должна просиять на нём. Мне надлежит делать дела Пославшего Меня, пока есть день. Придет ночь, когда никто не сможет делать. Ибо Я есть свет миру».

Сказав весьма непростые слова, Он плюнул на землю, сделал брение из пыли и помазав им глаза слепому, – об этом свидетельствует сегодняшнее Евангелие. Из плюновения и пыли сделал спасительную мазь, помазал слепому глаза и велел пойти «в купальню Силоам и умыться».

Слепой нищий пошел и сделал так, как было сказано. Когда же он умылся, то открылись у него очи и он прозрел.

Событие произвело на общество великое удивление. Этот человек хорошо был известен в Иерусалиме, как всем примелькавшийся слепой, и теперь появление его зрячим произвело сильное смятение на многих. Иные говорили: «Неужели это тот, который просил милостыню?» А другие говорили: «Да нет, это похож на него». И между ними был спор. Те, кто знали его хорошо, даже едва верили его собственному заявлению, что он именно тот слепой нищий, который так хорошо известен был им. И тогда они спросили: «А как открылись у тебя очи?» И слепец сказал: «Человек по имени Иисус сделал брение из плюновения Своего, помазал мне глаза и сказал, чтобы я умылся в купели Силоам. И когда я выполнил сказанное, то получил прозрение». Ему сказали: «Покажи нам Этого Человека».

Каким же образом слепец мог знать лицо своего Целителя?.. Он ответил: «Я не знаю». Иудеи так были пропитаны этой крайней мелочностью, что необычайное чудо милосердия побуждало в них меньше изумления и благодарности, чем негодование за нарушение их суеверного почитания субботы.

Вследствие этого со всей ревностью народ повел его к книжникам и фарисеям.

Так вот, эти же фарисеи и книжники стали спрашивать: «Откуда у тебя открылись глаза?»

Он ответил: «Он на мои очи положил брение от Своего плюновения и сказал, чтобы я пошел в купальню и умылся, я умылся и прозрел».

Тогда фарисеи говорят: «Сегодня субботний день, и в субботу ничего делать нельзя – строгость субботнего дня. Этот Человек не от Бога. Разве может быть Человек Этот от Бога, раз Он субботу не чтит?»

И обращаются к слепцу, со словами: «А что ты скажешь о Нем?» Он сказал: «это пророк». Фарисеи не замечают произошедшего события – ведь Спаситель сделал доброе дело, но что им до того. Разве в субботу нельзя делать добрые дела? Но они никак не могли примириться с мыслью о том, что явился какой-то чудотворец, который совершает исцеление по субботам, когда запрещались даже незначительные работы, к каким принадлежало приготовление брения из плюновения. Не замечая и не признавая чуда исцеления, они ищут против Христа нечто такое, чтобы опорочить Его.

Теперь фарисеи и книжники уже видели, с чем приходилось им иметь дело, и, стараясь во что бы то ни стало найти лазейку, произносят: «Наверно, говоришь ты неправду нам, что был нищим слепцом, просящим милостыню и прозрел, призовите отца его и мать».

И когда призвали родителей, им задали вопрос: это ли ваш сын? – они ответили: «Да, мы свидетельствуем, что это сын наш и что он родился слепым, а как у него очи открылись и как теперь видит, мы не знаем». Сказали это, потому что Иудеи ненавидели Христа, и если бы родители засвидетельствовали о том, что это сделал Иисус, то были бы отлучены от общения церковного, и поэтому из хитрости своих слов они сказали так.

Они добавляют: «Он в совершенных летах; самого спросите, он сам о себе скажет».

И тогда снова фарисеи задают вопрос: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что был слеп, а теперь вижу», - сказал он. «Скажи нам, - спросили они, - как открылись очи твои и что Он сделал с тобою?»

Некогда слепой нищий уже устал отвечать фарисеям: «А почему вы у меня спрашиваете, я сколько раз вам отвечал? или вы хотите быть учениками Его?»

И тут толпа зашумела, фарисеи и книжники во весь голос возопили: «мы ученики Моисея; с Моисеем Бог говорил; а Сего не знаем, откуда Он».

А слепец, никогда не видевший своего исцелителя, был мужественнее своих родителей, и, защищая Его, сказал им: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Ведь от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному! Но только тот может сотворить чудо,  - «кто чтит Бога и творит волю Его». Ясно, что это был человек, смелой и открытой честности которого нельзя было застращать, ни заставить уклониться от истины.

Не в силах более сдержать взрыва своего негодования, фарисеи выгнали его вон из общения церковного. Сказали ему: «во грехах ты весь родился», при этом принимая во внимание его прежнюю болезнь, «и ты ли учишь нас», - сказали набожные члены синедриона. Пострадавший за Христа слепец обнаружил всем своим образом действий, что в нем постепенно совершился переход от доверия, какое он сначала имел к Христу, как к чудесному целителю, к вере в Него как в посланника Божия, как в благочестивого и сильного Молитвенника, Которому Бог дает власть совершать чудеса.

И по прошествии некоторого времени Иисус Спаситель встречает бывшего слепца. Он спрашивает, задавая ему вопрос, чтобы помочь ему достигнуть полной веры: «веруешь ли ты в Сына Божия?»

Некогда слепой услышал знакомый голос, звук, тот тембр, который исцелил его, и он, всматриваясь в глаза собеседника, стоящего перед ним, сказал: «Господи, а кто Он, чтобы мне в Него уверовать?» - потому что в этот голос он уже уверовал и защищал Его перед фарисеями. При этом он восхвалял Христа за то, что Он совершил над ним чудо, о котором прежде никогда не слыхали, и заключает, что Он – от Бога.

Спаситель сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».

И отверзлись у него духовные очи, уразумел слепец, что стоящий перед ним - посланный Сын Божий. И сказал он: «верую, Господи!», опускаясь с почтением на колена, поклонился Ему.

Аминь.
















Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Всех вас поздравляю с воскресным днём, причастников – с принятием Святых Христовых Таин. Дай, Господи, телесного здравия всем вам и душевного спасения, ведь выше спасения быть ничего не может.

Жизнь, как мы знаем - время, отведённое нам для научения жизни с Богом.

Цитирую слова Царя Давида: «Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс 102:15-16)

«Жизнь человека, - говорит Царь Давид, - как трава; как цветок, который не успел зацвести – как уже осыпалась красота его лепестков».

«яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего». То есть место наше здесь на земле – временное, а вечность – там.

Мы – верующие во Христа, в Сына Божия, каждый день говорим: «Христос Воскресе» – «Воистину Воскресе» – свидетельствуем о Христовом Воскресении, потому что «Егоже Царствию не будет конца» – читаем в «Символе веры».

Бог вне всякого времени, Бог есть и начало и конец (Откр 1:8), Бог есть всё. Но если Бог вдунул в человека часть Самого Себя, – читая Библию, шестоднев творения Божия, ясно говорится, Бог вдунул часть Себя в праотца нашего Адама (См. Быт 2:7). Но ведь Бог не умирает, Бог не может умереть, Бог вечен. И поэтому каждый из нас – носитель частицы Бога. Ибо каждый получил возможность жить с Богом. Но у каждого будет своя вечность – своя жизнь: либо рай – жизнь с Богом, либо ад – жизнь, где нет и никогда не может присутствовать Божие величие. И, естественно, – третьего не дано.

Прекрасные слова говорит грек, святой Исидор Пелусиот, размышляя на тему сребролюбия, говорит вот что: если бы можно было взять с собой деньги после смерти, если бы они могли хоть как-то утешить человека, пораженного страстью сребролюбия, - так ведь нет! Ни деньги, ни дома, ни обстановку, ни машины, ни другие ценности, которые люди стремятся приобретать здесь, взять с собой невозможно, сколько бы богатств у человека ни было. Что же предлагает святой Исидор Пелусиот? Он говорит, что эти деньги нужно правильно вложить. Какую же «инвестицию» он предлагает? Святой Исидор учит вкладывать деньги, которые невозможно взять с собой после смерти, в других людей, - обменивая деньги на милость Божию.

Что же это за слова такие? Как можно деньги обменять на милость Божию? А вот посмотрите на роспись храма, о чем говорит Христос: «Когда Я был болен, вы пришли ко Мне; когда Я был наг, вы одели Меня; когда Я жаждал, вы напоили Меня; когда Я взалкал, вы накормили Меня. И скажут праведницы: Господи! а когда же мы видели Тебя жаждущим, или алчущим, или нагим, или в темнице, или больным? И Господь ответит: если вы проявили милосердие одному из братьев ваших, вы Мне проявили» (См. Мф 25:31-46).

Первая заповедь, Господь говорит: «Аз есмь Господь Бог твой, и не будет тебе иного бога кроме Меня» (См. Исх 20:2-3), а вторая подобная первой: возлюби ближнего твоего, как самого себя (См. Мф 22:37-40).

Поэтому надо помнить эти слова. Я не говорю бросить всё и идти в нищету. Нет, не об этом я говорю, и не об этом говорит Церковь. Праведный Авраам был богатейшим человеком, но когда пришел к нему Бог, он сам прислуживал Ему, поспешил накормить Дорогого Гостя. Он не постеснялся, и не приказал слугам обслуживать Гостя, но, оставив гордость, скромно взял разнос и понес яства зашедшему путнику, не зная, Кто это. Услужить ближнему – вот об этом говорит нам Церковь, об этом говорит и Господь нам, чтобы мы, если имеем возможность помочь ближнему, не должны пренебрегать этой возможностью, тем самым деньги обменивая на милость Божию. Аминь.

Служба сегодня вечерня в 16:00, завтра – 8:00 – начало Божественной литургии. Завтра праздник матери нашей блаженной Ксении Петербургской.

В понедельник вечерня в 16:00, во вторник – 8:00 – начало Божественной литургии – третье обретение главы честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Во вторник вечерня в 16:00, в среду – 8:00 – начало Божественной литургии. В среду – отдание праздника Святой Пасхи, – то есть последний день в этом году, когда говорим «Христос Воскресе», – «Воистину Воскресе».

Среда – вечерня в 16:00 – всенощное бдение с освящением пяти хлебов. В четверг – 8:00 – начало Божественной литургии.

Четверг – один из величайших праздников и событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, этот день называется Вознесение, – Господь вознесся на небо с Елеонской горы. Особый праздник, когда мы с вами должны отказаться от своих дел и забот и прийти на богослужение в дом Божий, уделить внимание и проявить любовь к Богу и Его Великому празднику.

В пятницу в 9:00 – водосвятный молебен. И, скорее всего, во время молебна будет прочитано два акафиста – Божией Матери «Умиление» и Гурию, Самону и Авиву, – покровителям, сохраняющим семейное благополучие.

В пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии в нашем храме. Те, кто выезжает на Богослужение в Таганрог: в 6:00 от подворья храма иконы Божией Матери «Умиление» будет отправляться автобус. В 7:30 мы все священнослужители Ростовской-на-Дону епархии будем там, кроме тех, которые служат в приходах. В 8:00 – начало крестного хода от келии старца Павла Таганрогского. В 8:30 начало Божественной литургии в храме святителя Николая на улице Шевченко, 28. Храм, конечно же всех людей не вместит, поэтому литургия будет под совершаться под открытым небом.

В субботу вечерняя в 16:00, в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

 

Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Воистину, Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь даровав.

 




















Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 34 зач., IX, 1-38.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.