Воскресная проповедь 01.04.2012г. Печать

На Божественной литургии протоиерей Димитрий произнёс проповедь на прочитанное Евангелие от Марка (Марк 10, 32-42):

«Учитель Христос был на пути со учениками своими, восходя во Иерусалим.  А народ уже Его ждёт, народ уже готовится к встрече – встречать своего Учителя. Христос же говорит: «В Иерусалиме будет предан Сын Человеческий в руки человек грешных». И не просто предан, но даже уязвят Его, нанесут Ему язвы, раны, оплюют, посмеются над Ним и убиют Его. Он восходит во Иерусалим, чтобы получить смерть, чтобы этим победить смерть – и через победу над смертью дать жизнь всякому человеку, приходящему в мир. Ученицы, слыша такие слова, негодовали. А двое из них говорят: «Учитель, разреши нам, чтобы мы были с Тобой.

И не просто с Тобой, а разреши, чтобы один сел по правую сторону Тебя, а другой по левую сторону всегда был с Тобой, в славе Твоей» (см. Мк. 10:37). И тогда Христос говорит: «…чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано». Ученики же, не зная, что ещё их ждёт, ведь они потом разбегутся, разбегутся в страхе, потому что увидят смерть перед собой. Смерти все боятся. И ученики, которые шли со Христом, говорили: «Господи! Мы с Тобой и на смерть готовы!» И Пётр говорил: «я, Господи, всегда буду с Тобой!». И вот, не зная, чего просят и, не зная, что их ждёт и что вообще произойдёт в эти дни в Иерусалиме, они отвечают: «Мы можем, Учитель, равви, мы можем испить чашу!..» Но разве может человек испить то, что испил Отец наш Небесный? На это Христос и говорит: «Чашу, которую Я пью, вы выпьете, и крещение, которым буду креститься, и вы окреститесь, а если вы хотите быть выше ваших братьев, как вы говорите, по правую и левую сторону, то смотрите: кто управляет миром? Князь мира сего. А ему служат люди. А Я пришёл, не чтобы мне служили, но чтобы послужить людям…» Если вы желаете быть выше, то смотрите, что сказано: «Кто из вас хочет быть первым, будь слугой всем, и тогда через своё смирение будешь первым. Кто из вас хочет быть выше, то будь раб Божий, и тогда раб возвеличится…».  

«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Марк 10:45) Христос пришёл в мир для того, чтобы послужить, дать нам пример и душу Свою отдать за избавление многих. Аминь».

***

Евангелие от Марка, глава 10: 32-42:

32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. __ Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним: 33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

***

 По совершении Божественной литургии настоятель напомнил, что началась последняя неделя Великого поста, а дальше нас ждёт Страстная седмица – особенно строгая, поэтому Страстная Седьмица особая, отдельная от Поста.

«Пост у нас уже заканчивается и остаётся совершенно немного, когда мы с вами будем встречать Светлое Христово Воскресение. Но встречать нам нужно его с чистым сердцем, с чистою совестью. Я несколько раз напоминал, что пост не заключается в том, что я мяса не ем, а людей ем. Пост – это воздержание. Воздержание не только в пище, воздержание не только в увеселениях, а даже воздержание от своих похотей и зрения своих очес. Воздержание от скандалов, ругани… Я недавно читал интересный рассказ. Один священник пишет, когда он ещё был ребёнком, и когда родители привели его в том возрасте, когда он себя уже помнил, в Церковь, а старый священник в то время рассказывал о посте и говорил людям, что, конечно, пост необходим, потому что Сам Христос сказал: пост нужен, чтобы победить особый род бесовский, победить дьявола - «сей род изгоняется токмо постом и молитвой». И одна женщина подошла к нему и говорит: «Да вот, батюшка, мне тяжело, я больная, мне нужно послабление поста, потому что тяжело по здоровью, и тому подобное… » А священник говорит: «Ну, если Вы больны, то, конечно же, как лекарство кушайте, главное – людей не есть». А мальчик так удивился: «Вот это да! Священник сказал, чтобы людей не ели! Неужели она может есть человека?» А потом, когда уже чуть подрос, он пришёл к нему на исповедь, и священник тогда ему объяснил, как можно людей есть: словами, скандалами, криками, руганью можно так пожирать людей, что лучше бы ели мясо, чем бедных людей… Поэтому и я вам напоминаю: пост не заключается в том, что я вот мяса не ем, а с соседями ругаюсь, поношу моих врагов, как я считаю. А какие они враги? Да они же братья во Христе. Все мы  созданы Богом. Истинный враг – это дьявол, который мешает нам войти в Царство Небесное. Вот кто есть враг. А люди – это совершенно не враги. Поэтому и пост нас примиряет, приводит ко спасению.

Сегодня Церковь напоминает память матери нашей, Марии Египетской – быв женщиной лёгкого поведения, как сейчас говорят, то есть блудницей, она собралась во Иерусалим. Туда ехали паломники. Но она в Иерусалим собралась не так, как многие собираются на поклонение к месту, где стояли ноги Христа или к месту Распятия, где Христос принял грехи всего человечества на Кресте. А Мария ехала только для того, чтобы усладить свою плоть. И вот таким образом она села в корабль и поехала в Иерусалим. Когда же она пришла в Иерусалимский храм, который стоит до сего дня, то ей было закрыто. Все люди проходят, а она остаётся, перед ней – стена невидимая, как стекло. Она пытается войти, но бьётся, как бы бьётся в стекло. И сколько она раз ни пыталась войти в храм, она не смогла и удивлялась, что её держит. И она пыталась так три дня всё же добиться своего и попасть в храм. И только тогда, когда Господь коснулся её сердца, она поняла, что она не достойна входить в то Святое место, где стоял Христос, потому что она Христа распинает своими грехами каждый раз, делая грех. И вот тогда, когда всё же она принесла покаяние и вошла в храм, подготовилась и причастилась Святых Христовых Таинств, она с покаянием и скорбью ушла за Иордан и повела там 17 лет. Причём она взяла с собой совсем немного хлеба, и этого хлеба ей хватило на всю ту жизнь в пустыне. И вот, казалось бы, будучи прежде блудницей – как мы всегда осуждаем, так как это нам легче всего: «Вот такой вот или такая-то! Эк бранится, ругается, а я выше, я лучше, я молитвы читаю… » - так вот, эта блудница, когда её повстречал великий старец Зосима и побеседовал с ней, и через время она причастилась от него запасными Дарами, он удивился её духовному подвигу, он даже видел, как она даже перешла через реку, как посуху. Вы скажете: как это может быть? Да всё возможно верующему человеку! То её не пускал даже в храм Ангел Господень, а тут она принесла покаяние. Да такое покаяние за свои грехи, многолетнее, что нам бы с вами поучиться!

Вот Церковь сегодня и вспоминает её память. О подобном сегодня и 2-е Евангелие читалось (Лк. 7:36-50). Когда Симон, состоятельный  человек, фарисей, созвал пир, и пришло множество людей, а среди них эта женщина, которая совершила подобное. И когда Учитель говорил слова спасения, то эта женщина, понимая, что это касается её сердца, залилась слезами и слёзы стали капать на ноги учителю. И тогда Симон помышляет в себе: «Если бы это был великий человек или пророк, он бы знал, кто Его касается. А эта женщина такая ведь грешница, а Его касается…» Это он в себе помышляет, а Ему же кланяется, многие слова говорит. И тогда Учитель Христос поясняет: « у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7: 41-50).

Поэтому нам всем нужно помнить, что все мы ходим под Богом. Все мы должны, прежде всего, не гордиться. И не надо говорить: «у меня лучше, у меня больше». Да все мы ходим под Богом! Никто с собой Туда ничего не возьмёт – ни я, ни вы. Живите здесь с Богом, живите со Христом и будьте счастливы и в этом мире, и в вечности. Ангела Хранителя и Божие благословение».