Воскресная проповедь 24.07.2016 Печать

24 июля 2016 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении гергесинских бесноватых, Мф 8:28 - 9:1):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Любовь Творца к человечеству можно увидеть во всём Его творении, во всех делах и поступках Божиих.

«Людям, сидящим во тьме и сени смертной, свет воссиял» (См. Мф 4:16) – так говорил Спаситель о тех народах, которые будут просвещены словом Божественной истины. Сегодня слышим Евангельский рассказ, где Господь говорит ученикам, чтобы они переплыли вместе с Ним на другую сторону Галилейского озера.

Озеро обладает большими просторами – больше шестидесяти километров, и чтобы перебраться с одной стороны на другую, требуется немало усилий. В Евангелии, которое несколько предначинало эту главу, говорится, что Христос уснул, а ученики не переставая гребли всю ночь и не смогли даже двести локтей проплыть. Удивительно – на озере поднялось великое волнение. И когда уже они устали противостоять этим стихиям, они стали будить Учителя, говоря: «Наставник! спаси нас, погибаем».

Он встал, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. И между собой они говорили: «Кто среди нас, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мф 8:23-27)

При первых лучах утреннего солнца корабль пристал к берегу. Стоило Спасителю стать Своими святыми стопами на твердую почву той части Переи, как послышались дикие крики. Два бесноватых, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем, встречают Его. Один стал поодаль, другой преклонил колено и произнес: «Сын Божий, почему Ты пришел раньше времени мучить нас?»

Не случайно два одержимых человека были изгнаны из общения народного. Всё было вследствие того, что у них помрачился ум, а следствие этого состояния – одержимы бесами. В таком состоянии они наводили ужас и трепет на города и селения, в которых когда-то жили. Так как древняя цивилизация не знала ни исправительных домов для умственно больных, ни приютов, общество было вынуждено изгнать этих несчастных из общества, и последние селились на скалистых склонах холмов, в расщелинах, которыми изобилует Палестина, там, где хоронили покойников. Одним словом, этот страшный образ обнаженного и зверского безумца явился перед Спасителем.

«Как тебе имя?» – спросил Спаситель. Бесноватый, смешивая свою собственную искалеченную личность с множеством нечистых духов, только и смог ответить: «легион имя мне» (См. Мк 5:9).

Сказал потому, что в Палестине стояли римские войска, и легион насчитывал от шести тысяч до десяти тысяч воинов, и так как в нем, по его сознанию, было шесть тысяч злых духов, то, собственно, и мог ответить бесноватый латинским словом: «легион имя мне».

«Если, – говорят злые духи устами одержимого, – изгонишь нас, то позволь нам войти в стадо свиней».

Было видно невооруженным глазом, что на некотором расстоянии от Спасителя на горе паслось стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них.

Спаситель разрешает бесам выйти из человека. И как стоило бесам войти в стадо свиное; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Удивительно, – некогда послушное стадо взбесилось, почему-то было объято таким диким испугом, что один за другим стали прыгать в озеро. Пасущие последовательно с удивлением наблюдали всю происходящую сцену, которая носила бурный и ужасающий характер, срочно поспешили в город и сообщили жителям, что случилось с их свиньями и как они, пастухи, стали свидетелями великих чудес Великого чужеземца, посетившего их берега.

Народ гергесинский, гаданяне и герасинцы из всех соседних местностей сбежались посмотреть на необычайного чужеземца. Перед их глазами у ног Спасителя сидел грязный и свирепый бесноватый, обитатель могильных пещер и бывший ужасом той страны – теперь он был спокоен, как дитя. Кто-то сердобольный с доброго плеча накинул плащ на нагое тело неудержимого человека, и он здраво и осмысленно слушал каждое слово своего Целителя.

Жители ужаснулись: правда, человек был спасен, но что с этого, когда вместе с тем у них погибло целых две тысячи свиней. Сказали потому, что были удивлены не чудом, совершившимися в их стране, а потому что нажива и алчность каждого отпавшего от веры своих отцов иудея и полудикого язычника в этой местности лишила их, гергесинцев и гадарян, дополнительного заработка. Любовь к своим грехам и свиньям, открыто предпочитая все низкое и грязное, продавать и обогащаться, добровольно отвергли благословения и наставления Нового проповедника, просили Иисуса удалиться от них.

Господь смиренно повернулся и пошел в сторону лодки, на которой приплыл с учениками, переехал на другой берег Галилейского озера.

За Ним в лодку поспешили и эти бесноватые: «Учитель, Учитель! Возьми и нас с собой!» Но Иисус предоставляет еще один благоприятный случай для тех, которые отвергли Его, снова даёт им возможность стать сынами царства Божия, поэтому говорит некогда бесноватому: «Иди в дом свой и скажи, что сотворил тебе Господь» (См. Лк 8:38-39, Мк 5:18-20).

Спаситель оставляет исцеленного не только свидетелем, но и собственным участником чуда, которое Спаситель сотворил. И таким образом бесноватый гергесинец стал первым благовестником в стране Десятиградия, нося в собственной личности подтверждение своих слов. Кротость Иисуса Христа, соединенная с могуществом, преподала возможность жителям той страны, показавших себя недостойными Его учения, преподав им для наставления освобожденных от демонов и – пасших свиней, чтобы узнали от них о всем случившемся.

Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 28 зач., VIII, 28 - IX, 1.

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.















Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение призываю на вас и предстоящую неделю. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, и всех вас с воскресным днем.

Напоминаю, что сегодня вечерняя в 16:00. Завтра память иконы Божией Матери «Троеручица», в 8:00 начало Божественной литургии.

На неделе служба: в среду вечерняя в 16:00, в четверг память равноапостольного великого князя Владимира – 8:00 – начало Божественной литургии.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери. В пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00 и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Сегодня память равноапостольной княгини Ольги. Она являлась бабкой великого князя Владимира и первой христианкой на Руси. Богомудрой, мудрейшей в роде называют святую княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры. Именно при ней настало время порядка. Объезжая Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа, княгиня вошла в историю как великая созидательница культуры Киевской Руси.

В Константинополе в 955 году великая княгиня приняла святое Крещение. Похоронив мужа, Киевского князя Игоря, она успешно управляла великим государством. А затем бразды правления перешли к ее внуку князю Владимиру, который также был язычником и имел множество жен, упивался развратом, пресыщался вином, не думал ни о чем до поры до времени. Но ростки веры христианской, которые были заложены в него с самого детства, в свое время проросли и дали плоды.

Будучи воином, он в 987 году завоевал Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавший в то время Византийской империи. Получил согласие от братьев Византийских императоров, которые сказали, что выдадут свою сестру Анну за него в жены в том случае, если князь Владимир примет Православие. Когда дал согласие на принятие таинства Крещения, он внезапно ослеп. И только во время Крещения в Херсонесе зрение снова вернулось ему, и он еще более укрепился в вере, так как прозрел не только телесно, но и духовно. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного».

Вам же всем Ангела-Хранителя и Божие благословение.   

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.