Воскресная проповедь 4.09.2016 Печать

4 сентября 2016 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил клирик храма иерей Игорь Козуб. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (притча о немилосердном должнике, Мф 18:23-35):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам притчу, которая являет нам ответ Господа на вопрос одного из лучших, и самого эмоционального из учеников – Петра, ответ на вопрос о прощении ближнего своего. Можно увидеть, что Пётр, зная Писание, и почерпнув из Писания то, что иудею правоверному положено трижды прощать своего должника, своего обидчика и далее придавать его в руки Господа, больше не прощая его, Петр, зная об этом и получив некое уже обучение пути, благостному пути любви от Господа, прибавляет к этому числу «три» еще четыре раза: умножая три на два и прибавляя еще один раз, – и спрашивает у Господа, надеясь, наверное, на похвалу, как хороший ученик: «До семи ли раз прощать мне ближнему своему?» И мы все помним, Господь отвечает: «не говорю: до семи, но до седмижды семидесяти», то есть семьдесят умножить на семь, что в общем равно постоянному прощению нашему христианскому, отдавшись пути любви к Господу. (См. Мф 18:21-22)

Увидев недоумение учеников, Господь и предлагает эту притчу. Как же так, прощать столько раз?

Господь говорит о человеке-царе, который призвал рабов своих, чтобы с ними сосчитаться, со всеми долгами, которые у кого были. Евангелие говорит о том, что «привели» раба к царю, то есть раб не сам пришел, какие-то обстоятельства или служители царские привели раба к царю. И после отчета обнаружился огромный долг.

Евангелие называет пришедших к царю рабами, но этот огромный долг и перевод греческий нам дают понять то, что это были не обычные рабы, это были рабы-вельможи: министры, помощники царские. Но время то диктовало свои условия, и раб, даже такой раб-вельможа был, по сути, вещью своего господина вместе со своей семьей, со всем своим имуществом. Такое отношение диктовал тогдашний мир, тогда великой ценностью было и территория, и продукты, хлеб, произрастающий на этой территории, это было жизненно важно, поэтому лидер каждого государства был, по сути, безраздельным властелином, и это было необходимо, ибо такова была дисциплина того мира.

И один из министров, по-видимому, что-то не рассчитав и потратившись неразумно, задолжал царю огромную сумму. И один из ключей понимания этой притчи таится в этой сумме. Господь обнаруживает, что этот раб-вельможа должен десять тысяч талантов.

Если мы помним, что такое талант? Из ветхозаветного Писания нам известно, что доход всего царства Иудейского, которое воздвиг святой царь Давид и привел к величию святой царь Соломон, составлял со всех окружающих данников 666 талантов золота, то есть это был годовой доход государства. А здесь речь шла о десяти тысяч талантах.

Талант – это мера веса, которая тогда, в разное время колебалась в размере от 26 до 36 килограмм. И это был талант золота. Если всё это пересчитать, то, даже по самой меньшей мере, это примерно 200-250 тонн золота – это огромная гора, которую, можно себе представить, сколько грузовиков нужно, чтобы перевести такую огромную гору.

То есть это количество было в общем-то равно неоплатному долгу, который невозможно было как-либо вернуть. И в соответствии с законами того времени царь меняет министра, меняет так, как было и положено тогда – отдав его и всё его семейство в темницу для того, чтобы в этой темнице, продав всё его имущество, он мог до конца дней как-то восполнять какую-то часть этого долга.

Что мы слышим в Евангелии? Должник дерзновенно и явно самонадеянно, понимая свой долг, говорит: «потерпи на мне, господи, я всё отдам, всё», он говорит о том, что он всё отдаст.

Он говорит о том, что невозможно. Доведенный до отчаяния и имея действительно самонадеянность, он говорит царю, что всё отдаст.

Царь, увидев такое стремление своего слуги, неожиданно прощает его. И причина этого прощения указана в Евангелии. Не отчаяние самонадеянного сановника, а милосердие. Евангелие говорит: «Смилостивившись над рабом». Царь говорит о том, что он прощает ВСЁ. Всё полностью.

И, получив прощение за всё, самонадеянный сановник выходит, как говорит нам Евангелие, выходит из царских палат и случайно (радуясь, перебирая, наверное, ситуацию эту у себя в уме), случайно встречает своего товарища. Евангелие говорит: не «раба», но «товарища», равного ему, который был его должником. По сути, содолжником царя. То есть этот долг «товарища» был малой каплей огромного долга  этого вельможи-раба.

И вот, встретив товарища, ещё ярко помня, наверное, своё отчаяние и воспоминания о должниках, в том числе благодаря которым долг накопился, хватает своего товарища и требует отдать долг, – здесь тоже очень важно обратить внимание на сумму долга, – долг в сто динариев.

Да, в царском долге вина и этого должника. Один динарий – это поденная плата работника низкой квалификации, который работал в поле. То есть этот долг, в общем, можно было отдать за три месяца – потрудившись, насобирав эти сто динариев.

У товарища не было ста динариев, и он буквально зеркально поступает так, как и требующий у него отдать долг, – он просит его о милости: «потерпи на мне, я всё отдам тебе».

Но получивший милость сам не проявляет эту милость и отдаёт должника в тюрьму для того, чтобы там, потрудившись в неволе, он отдал эти небольшие относительно деньги, сто динариев.

Дальше Евангелие повествует нам о том, что товарищи должника, зная предыдущую ситуацию, увидели такую обиду и поспешили к царю, чтобы объявить о том, что получивший милость не проявил эту милостью.

Царь узнал об этом; как мы помним, призывает к себе прощенного уже должника и предаёт его истязателям.

Как же так? Было прощено, но царь переменил свое решение.

Далее Господь говорит ученикам о том, что «Так и Отец Мой Небесный будет поступать». То есть Господь проводит четкую параллель между царем и Творцом Вселенной, Своим Отцом.

«Как же всемилость Божия?» – спросим мы.

Здесь есть некоторая проблема: ведь Господь всё простил. Как отнестись к этому?

Но закон, Божий закон любви, он диктует путь свободы, который зависит от нас. В данном случае, сам должник-вельможа стал на путь осуждения и путь непрощения. Став на этот путь, этот самонадеянный вельможа, которому всё простили, обрел путь истязания своей собственной немилостью. Став на путь немилости, он сам приобретает своим собственным сердцем, своей доброй волей, путь осуждения.

Помоги, Господи, нам на пути покаяния не возвращаться на путь осуждения, ибо не Господь нас приводит к этому пути, но сами мы, получив прощение от Бога за всё, скатываемся до безумства: требуем долг от жизни, а иногда от Самого Творца, от людей окружающих, который на огромный порядок меньше, чем то, что простил нам Господь.

Если сравнить в притче эти два долга, то это даже в математическом соотношении в пятьсот тысяч раз меньше. То есть для нашего ума это тоже понимается как невозможное соотношение. Поэтому путь благодарения Богу за всё – есть тот беспроигрышный путь, на котором возможно не впасть в осуждение ближнего и не обрести свой собственный путь осуждения, который ведет не ко спасению, не к Солнцу Правды, а совсем в другую сторону.

Кто удаляется от состояния благодати, тот вступает в состояние осуждения.

Помоги нам, Господи, идти по правильному пути.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех поздравляю с воскресным днем, всех причастников – с принятием Животворящих Христовых Таинств.

В сегодняшний день мы вспоминаем множество имен, целая страница посвящена мученикам. Церковное поминание мученика Агафоника и иже с ними, а также множества мучеников, которые в начале осени пострадали в наше безбожное семидесятилетнее время.

Еще сегодня праздник иконы Божией Матери, которая называется «Грузинская».

Этот памятный день установлен Русской Православной Церковью в честь того, что икона сия спасла от моровой язвы столицу нашей Родины Москву. В молитве к ней обретали исцеление и язва отступала. А история этой иконы, она связана с борьбой народов Кавказа с персами, которые захватили кавказские земли и, имея к святыне чисто коммерческий интерес, знаменитая Грузинская икона Божией Матери была продана персами, продана купцам, и многим позднее, если мне не изменяет память, в 17-ом веке, один из купцов русских прибыл в Персию и купил эту икону, а после обрел знамение Божие об этой иконе, ибо этот купец был соподчинен другому богатому купцу московскому, и московский купец, увидев эту икону, узнал именно тот образ, который он видел во сне, который Божия Матерь повелевала ему найти. И это было не зря, ибо через эту икону, через предстательство Божией Матери были спасены множество людей от болезни, от моровой язвы.

В нашей стране, в России, есть некоторое количество храмов, посвященных этой иконе, через которую молятся Божией Матери об обретении здоровья.

Помоги, Господи, нам всем молитвами Божией Матери.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

 















21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

(Мф 18)


Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов [1];

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

[1]  Вес серебра