Воскресная проповедь 27.11.2016 Печать

27 ноября 2016 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (притча о милосердном самарянине, Лк 10:25-37):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Ученики, которых было больше семидесяти, пришли и говорили Учителю: «Господи, о имени Твоем даже бесы повинуются нам», – потому что Спаситель даровал им власть целить всяк недуг в людях (См. Мф 10:1). Но Спаситель ответил: «не радуйтесь, что бесы повинуются вам, но радуйтесь о том, что имена ваши написаны на небесах. И больше узрите, и откроется вам».

Среди множества народу, и прочих слушателей, некий законник, имея злые побуждения и питая ненависть к Проповеднику, поднялся, едва сдерживая свою гордость, и хитро и коварно говорит: «Учитель! что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную (спастись)?»

Христос говорит ему: «В законе что написано, как читаешь?» Законник дал лучшее изложение, какое было в лучшем учении народа: «Возлюби Господа Бога твоего всею крепостью твоею, всем сердцем твоим, всею душою твоей, всем разумением твоим, и ближнего твоего, как сам себя», – сказал законник. Иисус подтвердил его ответ и также сказал: «Исполняя это, будешь жить».

Законник, не удовлетворенный ответом, но добиваясь несколько большего и ища на Учителя, чтобы Он опрометчиво нечто сказал, чтобы получить предмет для возражения и настроить народ против Великого Проповедника, говорит Ему: «А кто мой ближний?»

Для того чтобы законник ответил сам на коварный и неблагородный свой вопрос, Спаситель рассказал ему причту об одном человеке, который имел нужду отправиться в путешествие из Иерусалима во Иерихон, и проходя по скалистым ущельям на пути в город попал в руки разбойников. Они его раздели, избили и обнаженного, едва живого, истекающего кровью, оставили умирать. Этим путем шел священник. Он посмотрел, опечалился, но прошел мимо. Примером милосердия должен был стать именно этот священник, так как именно он являлся исполнением закона вообще и закона милосердия в частности.

Левит – законоучитель, посмотрел на него, и с еще более холодным  равнодушием прошел мимо, не сделав ничего для несчастного.

Этим путем на своем осле проезжал самарянин, – человек несколько другой веры, но для доброго дела не нужно особой веры или национальности, – добро оно всегда добро. В минуту, когда человек нуждается в помощи, ближним становится всякий человек, без различия веры, национальности, дружбы или вражды. Если человек упал на дороге и протягивая руку, взывает о помощи, разве мы будем спрашивать у него, какой он веры или какой национальности?.. Долг христианина, с христианской точки зрения – поднять этого человека, и оказать ему первую помощь.

Вот именно так и поступил добрый самарянин. Он сжалился, и, подойдя, обвязал ему раны, возливая масло и вино. Взвалил его на свою скотину и повез до ближайшей больницы, «караван-сарая» (больница при дороге), и передал его лекарям. «И на следующее утро, – говорит Спаситель, – этот самарянин отдает две монеты (два динария) хозяину этого заведения, со словами: «Всё необходимое для лечения, сделай ему; и если денег не хватит, буду возвращаться, отдам тебе».

Заканчивая поучительную для законника притчу, Спаситель великодушно задает ему вопрос: «Скажи, кто из этих троих прошедших мимо раненого, попавшемуся  разбойникам, оказался ближним?»

Законник не называет самарянина ближним, но употребил жалкий перифраз: «Тот, который оказал ему милость». Не имея мужественной откровенности выговорить «самарянин», так как давняя, ожесточенная вражда между народами и само название «самарянин» считалось у иудеев бранным и презрительным словом.

Спаситель взглянул на него, сказал: «иди, и ты поступай так же».

Аминь.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, всех вас – с воскресным днём.

Сегодня вечернее богослужение в 16:00 с чтением акафиста Гурию, Самону и Авиву. На неделе служба: в понедельник вечерня в 16:00, во вторник память апостола Матфея – 8:00 – начало Божественной литургии.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста, вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

В субботу – Всенощное бдение с освящением пяти хлебов в 16:00, в воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии.

В воскресенье один из двенадцати величайших праздников – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Я напоминаю, что сегодня заговенье на Филиппов (Рождественский) пост. Сегодня мы вкушаем всё, или подъедаем всё, что у нас осталось, а с завтрашнего дня начинается пост. Пост длится до Рождества Христова, 7 января. В этом посту вкушаем рыбу, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу пища без рыбы, но с растительным маслом. В остальные дни рыбу вкушаем. Мяса и молочных продуктов до Рождества Христова мы не едим.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

 









Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.