Воскресная проповедь 18.12.2016 Печать

18 декабря 2016 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» иерей Игорь Козуб обратился к молящимся со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (об исцелении десяти прокаженных, Лк 17:12-19):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее рядовое евангельское чтение является неким продолжением предыдущего, которое мы читали вчера, ученики спрашивали: «Как же мы так можем быть малым стадом, если всему Израилю надлежит спастись?»

Вот в этой притче сегодняшней Господь нам даёт такую духовно-математическую статистику на примере десяти человек, которые были больны неизлечимой тогда болезнью проказой. Закон повелевал не общаться с такими, не определяя точно, на каком расстоянии им нужно отстоять от здоровых, но Предание говорит о том, что к ним старались не приближаться примерно «на вержение камня», то есть где-то метров сорок пять. И вот эти десять больных с этого расстояния взывают к Богу.

Конечно же, они, скорее всего, не имели той веры и того понятия, которое имеем мы благодаря Евангелию (о том, что это был Бог), они видели в Иисусе Пророка, Целителя, Чудотворца, и, взывая к Богу, призвали этого Целителя к себе, не понимая, что они напрямую обращаются ко Второму Лицу Пресвятой Троицы.

И Господь преодолевает это вержение камня, Сам приближается к взывающим к Нему. Происходит простая вещь: Господь говорит им: «Идите, покажитесь священникам».

Тогда это было необходимое засвидетельствование со стороны священнослужителей, которые имели также в то время начальные медицинские навыки, они должны были засвидетельствовать, что проказа ушла и что человек может войти опять в общение с другими людьми и их не заразит.

Каждый пошёл, по всей вероятности, ко своему священнику. И среди них был и Самарянин – по сути, сектант того времени, который был не чистым Иудеем и по крови, и не чистым Иудеем по вере. И вот, не дошедши до своего Самарянского священника, чтобы засвидетельствовать исцеление, только он один возвращается, чтобы возблагодарить Бога.

Вот это взаимоотношение людей с Богом в этом духовном, духовно-математическом отношении присутствует, наверное, и сейчас, и ведь каждый, вспоминая свою жизнь, вспомнит, как бывает с благодарением, как бывает с этим общением с Богом.

Часто Бог помогает нам, решая проблемы наши земные, чтобы возвести к Себе. Во-первых, для того, чтобы мы смогли обрести Бога – как один этот Самарянин пришёл, чтобы возблагодарить, и через благодарение обрёл Бога.

Какое же нам для этого взять себе помощение, где найти суть, полезную для нас?

Как мы привыкли общаться с Богом? «Господи, дай мне здоровье, дай мне здесь помощь». Конечно же, мы просим и Царства Небесного, просим прощение грехов, но своё взаимоотношение с Богом обычно выстраиваем вот так, как дети… Это, может, правильно… «Дай, Господи, нам!»

Господь, Который созиждет Церковь Свою (Мф 16:18), установил общение, которое называется Евхаристия. Это слово греческое. Наверное, все помнят, оно переводится как «благодарение» (для чего мы сегодня и собрались на литургию, которая тоже имеет свой перевод) – это наше общее христианское дело, собраться вместе и сотворить благодарение.

Почему так? Да, мы всего просим, но, прося у Всемогущего Бога, мы помним то, что Он еще и Всезнающий. А прося у Всезнающего Бога, мы помним, что Он есть еще Абсолютная Любовь (это одно из Его имён). И вот, прося у такого Бога, у Всезнающего, Который есть Абсолютная Любовь и Всемогущий, логично предположить, что Бог каждую минуту, каждое мгновение нашей жизни Сам знает, что нам лучше дать, как помочь нашей свободе обрести Бога. И этот выбор мы делаем сами. А идеальное взаимоотношение с Богом, оно таково и есть – благодарение, – ибо что можно сказать Богу, Который и так нам всё даёт?.. В этом действии есть суть жизни христианской. Если мы не обращаемся постоянно к Богу с благодарением за всё (не только за явные исцеления, как в сегодняшней притче): каждое утро мы встаём и дышим, мы видим солнце, мы видим близких, любимых людей – а для нас, христиан, в нашем благодарении мы видим еще и Вечность, к которой мы призваны.

Вот эти десять прокаженных – это жизнь каждого из нас. Ведь Господь видит нашу немощь и говорит, что хотя бы один раз из десяти вспомните и вознесите благодарность Своему Творцу за всё.

Такая возможность есть у нас, христиан, для этого и есть вот этот сегодняшний день, который называется литургия, для этого и есть это Таинство, центральное Таинство в Церкви Православной, которое называется Евхаристия.

Помоги, Господи, нам, в благодарении Тебе.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Поздравляю всех причастников с принятием Святых Животворящих Христовых Таинств, всех с воскресным днем и с днем памяти Саввы Освященного. Это святой пятого века, святой времени рассвета христианства. В лучших условиях, когда гонений уже не было и христианская мысль, христианское благочестие, христианское воспитание детей своих возросло до такой степени, что, будучи оставлен родителями по необходимости службы на попечение родственников в пять лет, Савва Освященный имел такое богомыслие, что в восемь лет, видя распри в той семье, на которую он был оставлен, распри из-за богатств его родителей, ибо они все боролись за его попечительство, чтобы владеть имуществом несовершеннолетнего, Савва в восемь лет ушел в пустыню молиться Богу, оставив все эти распри на попечение Божие. Вот с тех пор начался его путь молитвенный. Как это ни удивительно, очень сложно себе в наше время представить, когда инфантильность наших детей лет до сорока, наверное, будет, они всё будут маленькие… Савва Освященный в восемь лет ушел, отдав свою волю на послушание старцам.

Его житие очень хорошо описано, в то время была развита письменность, можно ознакомиться с ним. Такие поразительные вещи встречаются – как, к примеру, когда по внушению Ангела он поселился в пещере, где сейчас великолепная обитель в пустыне, обитель Саввы Освященного, и воды там не было, но он, послушав глас Ангела, поселился именно там. Ближайшая вода была пятнадцать стадий от этой пещеры. Если перевести из этих греческих единиц, стадия это что такое? Стадион, 400 метров. Шесть километров нужно было идти за водой. Шесть километров туда, шесть километров обратно.

Воду он носил оттуда, а пищу ему, видя его благочестивое житие, приносили не христиане, а приносили те, кто сейчас называется бедуинами – сарацины (они, по сути, бандиты-кочевники, они и сейчас также кочуют по пустыне) давали от своих щедрот ему еду.

Житие Саввы Освященного повествует о том, что он жил с любовью к Богу. Иначе, наверное, невозможно быть тем, кем он был. Он не мог бы быть примером не только для христиан, но и для язычников и неверующих.

Его обитель сейчас сияет в абсолютной пустыне, и по его повелению в его уставе в эту обитель ни одна из женщин не входит. Но здесь удивительная милость: казалось бы, какое радикальное иногда для нашего секулярного, то есть нецерковного, мира, – странно, как это, ну почему ж, там же святыни, почему женщинам нельзя? Но, в то же время, соблюд это правило навсегда, он, понимая материнскую любовь, воздвиг (сейчас там есть эта башня), воздвиг на пригорке для матерей обиталище, которые могли бы прийти туда и увидеть сверху в ограде монастыря, который подобен крепости, как живут их дети, что стали монахами.

И еще хотелось бы отметить, что монастырь Саввы Освященного молитвами Божией Матери известен тем, что имеющие неплодство чрева, прибегающие к предстательству Саввы, приезжая туда, даже не входя в монастырь, просто взяв немножко воды, а то и листочек с маслины, которая растет перед входом, по молитвам Божией Матери к Своему Сыну обретают потомство.

Вот такой монастырь, который, не пуская к себе женщин, благодетельствует им.

Помоги, Господи, нам молитвами святаго Саввы Освященного. Пусть и наше благодарение Богу, о котором мы сегодня говорили, будет воспомощением для того, чтобы хотя бы немножко уподобляться той жизни, которой жил Савва.

Помоги, Господи, нам!          






















Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 85 зач., XVII, 12-19.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.