Воскресная проповедь 22.01.2017 Печать

22 января 2017 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Мф 4:12-17):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Сегодняшнее уставное Евангелие от Матфея, которое только что было зачитано, свидетельствует о неизреченной любви Творца к Своему творению.

Евангелист хронологически показывает нам о Сыне Божием, Христе, и Его восхождение на служение человечеству - Творец служит Своей твари, чтобы спасти человечество. Когда весть дошла до Иисуса о том, что Иоанн Креститель находится в темнице, Спаситель удаляется в северную часть Палестины, языческую Галилею.

Галилея делилась на Верхнюю и Нижнюю; первая лежала на севере и была населена частью Сириянами, Финикиянами, Арабами, и поэтому жители той части были далеки к вере в истинного Бога. Именно тогда в точности сбываются слова пророка Исаии, который жил в Иерусалиме за восемь веков до пришествия в мир Сына Божия. Исаия говорит нам о плодоносной и цветущей стране: «земля завулонова и земля неффалимова; на пути приморском за Иорданом, Галилея язык, люди сидящие во тьме и сети смертной, им свет воссиял» (См. Ис 9:1-2, Мф 4:14-16). Спаситель приходит в эту языческую страну и говорит жителям о Царствии Небесном, исцеляя больных, они принимают учение с восторженностью, избавляясь от неправильного мышления.

Каждый из нас знает, для чего нам дана земная жизнь: ведь жизнь это школа, в которой мы учимся жить с Богом. Учимся здесь, проходя через все трудности – житейские, семейные, рабочие или служебные, будни и праздники. Ведь на этой земле все  мы путники и странники этого мира. Почему так? Да потому как это наше временное пристанище. Истинное наше пристанище это жизнь вечная, жизнь со Христом. А это земное поприще – всего лишь школа, в которой мы живем и переходим через смерть. Как необходимо правильно жить, не нарушая Божиих уставов, ведь нарушение закона Божия это есть грех. Что такое грех? Грех это преступление закона нашего Отца – Господа. Каждый из нас, имея своих детей, ставит им отеческие запреты. Но если мы ставим запреты для своих детей, то это не значит, что мы их не любим и пытаемся подавить их волю. Мы их любим несоизмеримо как! И потому-то мы им запрещаем – потому что знаем наперед. Малышу говорим: «Не бери нож». В его двух-трехлетнем возрасте, оберегая его, ставим запрет только потому, что мы его любим и знаем наперед, что режущий предмет может его поранить. Хорошо, если поранится! А если случится, не дай Бог, что-либо худое?.. Мы не простим себя. И поэтому, чтобы оградить от беды свое чадо, которое находится в любом возрасте, ставим ему запреты.

Таким образом и Господь, Отец Небесный, заповеди даёт нам, чтобы мы руководствовались ими, не терялись по жизни временной. Мы падаем и грешим, мы делаем ошибки, которые могут привести нас в вечную погибель, – Он как Любящий Отец предупреждает нас: «Чада, не поступайте плохо».

Из десяти заповедей четыре учат нас любить Господа, а остальные шесть (почему  две скрижали – 4 и 6) учат нас жить в любви между собой – в мире и согласии.

О чем говорит десятая заповедь? Она учит нас не завидовать, потому что зависть страшный грех! Из-за зависти Каин убивает брата Авеля. А что было делить братьям?.. Ведь делить, собственно, было нечего. Но один из братьев, не останавливая в себе греховное возжжение, в порыве гнева, ненависти и зависти, убивает своего родного брата. И что же дальше?.. Разве он забыл, что сам будет судим Богом?..

Сегодняшнее Евангелие говорит о неизреченной любви Творца к Своему творению, потому что «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий». Жители этой местности жили во мраке неведения и развитии неестественных пороков нравственного развития, но с приходом Спасителя им свет воссиял. Проповедь Христа скоро сделалась Евангелием Царства, обращаясь к народу Он начал проповедовать и говорить: «покайтесь, ибо приближается Царство Небесное».

Аминь.









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя вам всем и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас поздравляю с днем памяти святителя Московского и чудотворца Филиппа. Я думаю, многие из истории Русской Православной Церкви или Государства Российского знают Митрополита Московского Филиппа. Родившись в 1507 году в Москве, принадлежал к младшей ветви боярского рода. До 30 лет он находился при великокняжеском дворе Василия III, снискав симпатии молодого Иоанна, который впоследствии по истории стал назваться Грозный.

Иоанн IV вместе с Филиппом познавали науки и обучались грамоте. Будущий царь желал, чтобы Филипп (Феодор – имя дано при крещении) находился при дворе. Когда семья Колычевых подверглась царскому наказанию, попала в опалу, он был вынужден бежать из Москвы и поселился на Соловках. Из книги жития святых говорится: «случилось ему, по особому Божиему промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения Божественной Литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24). Поражённый этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь» (свят. Димитрий Ростовский). 

Царские палаты, вельможи и князья – это был не его удел. Будущий митрополит Московский, светильник и чудотворец Филипп, как сегодня величает Церковь, – совершенен был к другой стези: жизнь в уединении, в монастыре нести подвиг воздержания, и тем самым быть ближе к Богу. Перебравшись на Соловецкие острова, принимается в  Соловецкий монастырь послушником. Через полтора года игумен Алексий постригает его с именем Филипп.

В 1548 году соловецкий игумен Алексий по старости сложил с себя сан, предложив монастырскому собору в качестве своего преемника Филиппа, который к этому времени прожил в монастыре около 8 лет. Решением собора Филипп был избран игуменом и возведён в сан новгородским архиепископом Феодосием. При нём монастырь следовал общежительному уставу и наступает рассвет для великой обители. Иоанн IV, Грозный, вызывает из Соловецкого монастыря игумена Филиппа в Москву на собор епископов. 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан. Перед тем как дать согласие, Филипп поставил условием уничтожение опричнины. Земля Русская подвергалась нападкам царских опричников, которые творили неудобь подобное.

Царь не стал доказывать необходимость в опричниках, но разговор велел прекратить. Церковные иерархи смогли уговорить светильника веры дать согласие на избрание, и, смирившись с судьбой, соглашается на митрополию. Будучи митрополитом, он несколько раз обличал царя, что вызывало гнев Иоанна. Открытое столкновение произошло 22 марта 1568 года. В тот день, как рассказывает Житие, царь во главе отряда опричников приехал в Москву из Александровой слободы (где по преимуществу пребывал в те годы). Все вооружены, все на одно лицо, и едины нравом, как и делами. Все как один в черных одеждах. В это время святитель был на службе в Успенском соборе. Когда царь вошел в собор, святитель, не убоявшись, не дал ему архиерейского благословения, но обратился к нему с грозным предупреждением. Царь в гневе покинул собор.

Митрополит Филипп много слышал о бесчинствах руководителя опричнины Малюты Скуратова. Малюта - имя, которое было дано ему народом. Его звали Григорий Лукьянович, а фамилия Скуратов-Бельский. Так как был мал ростом, народ дал ему имя Малюта; а еще, когда он приезжал к князьям и боярам по царскому указу, он всегда начинал со слов: «Молю тебя», в переводе: «Прошу тебя, расскажи, откуда ты приобрел богатство?» Одним словом, это был страшный человек.

Митрополит Московский не мог мириться с таким беззаконием, - но судить нам права нет, Судья – один Господь. Но говорим о истории, которую, собственно, нам и донесли историки. Разгневанный царь собирает Собор и низлагает Митрополита. 4 ноября 1568 года состоялся суд над святителем. Митрополит сохранял полное самообладание. Он не стал оправдываться от заведомо бессмысленных обвинений и заявил о готовности немедленно сложить с себя сан. Однако царь рассудил иначе. Он велел Филиппу вновь надеть на себя святительские одежды и заявил, что желает послушать еще раз его богослужение. 8 ноября, в день архангела Михаила, святитель в последний раз вошел в Успенский собор московского Кремля. Во время богослужения в храм ворвались опричники во главе с Алексеем Басмановым. Войдя в собор, приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Затем всенародно сняли с него архиерейские ризы, одели на него рваную рясу и метлами погнали из храма, затем усадили на повозку с дровами, на руки и ноги надели оковы, повезли в монастырь. Около года томили его в голоде и холоде, он жил, снося от тюремщиков многие притеснения. Вскоре, по воле царя, святитель был переведен в Тверской Острожский монастырь. Царь не забыл про него. В декабре 1569 года, когда опричное войско двинулось на Новгород, царь направил к свергнутому митрополиту одного из своих приближенных, Малюту Скуратова, желая, чтобы святитель благословил страшный новгородский погром. Филипп отказался. Взбешенный Малюта набросился на святого, повалил его на постель и задушил подушкой. В 1591 году игумен Соловецкого монастыря Иаков и братия обратились к царю Федору Ивановичу с просьбой разрешить им перевезти тело святого Филиппа в Соловецкую обитель. Разрешение такое было дано. Во время перенесения мощей произошли первые чудеса и исцеления. Первоначально святые мощи были положены под папертью соловецкого храма, на том месте, где, в бытность свою игуменом монастыря, святой своими руками выкопал себе могилу, рядом с могилой его наставника в иночестве старца Ионы. В 1646 году тело святого Филиппа перенесено было в самый храм, однако пребывало там недолго.

В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче и новгородском митрополите Никоне (будущем патриархе), нетленные мощи святителя Филиппа были перенесены еще раз — теперь уже в Москву, в Успенский собор, усыпальницу митрополитов Московских и всея Руси. До сего дня нетленные мощи находятся в Успенском храме Московского Кремля. И, как сказано в Патриаршем календаре, он является чудотворцем земли Русской. Это еще один день истории нашего государства Российского.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Служба у нас сегодня вечерня 16:00 с чтением акафиста, а на наделе служба – во вторник вечерня в 16:00, в среду – 8:00 – начало Божественной литургии. В среду память Святителя Саввы, Архиепископа Сербского, и мученицы Татианы.

В четверг вечерня в 16:00, в пятницу в 8:00 начало Божественной литургии – отдание праздника Богоявления, и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

В пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

В субботу вечерня в 16:00, и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

 









Евангельское Чтение

Лит. - Недели по Богоявлении: Мф., 8 зач., IV, 12-17.

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.