Воскресная проповедь 29.01.2017 Печать

29 января 2017 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (о Закхее, Лк 19:1-10):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Истошный крик иерихонского слепца не мог не отразиться на сострадательном сердце Иисуса. Он остановился и толпа замерла. Учитель велел привести того, кто так истошно кричал, взывая о помощи. Когда подвели Вартимея к Спасителю, то он, проявляя уважение и подчеркивая почетный титул Путника, какой только был ему известен, вымолвил из своего сердца: «чтобы мне прозреть»!

Господь прикоснулся к глазам его, и тотчас зрение вернулось и он прозрел.

Неудивительно, но толпу объял страх и все ликовали при виде такого чуда, а Спасителю нужно было пройти через многочисленный и известный пальмовый город, так как Его путь проходил через Иерихон в Иерусалим. Путь этот был недолгим, но весьма опасный и тяжелый. По свидетельству путешественников того времени, дорога была небезопасной по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений, а также вела по извилистой и скалистой дороге, через дикие и колючие кустарники, которые придавали большую сложность этому переходу, – поэтому-то Спаситель решил зайти в Иерихон и там некоторое время отдохнуть и подкрепиться.

Классы населения этого города в основном состояли из священников и мытарей. Благоухающий и благовонный Иерихон был прославлен продажей бальзама, потому как в большом количестве он здесь добывался и изготавливался, а также знаменитый город занимался ввозной и вывозной торговлей, в связи с чем собиралась таможенная пошлина в пользу Рима. Одним словом, это был торговый город, и ему требовались мытари; если сказать языком сегодняшнего времени, налоговые инспекторы. Старший среди сборщиков налогов был Закхей – богатый человек маленького роста, начальник мытарей.

Когда услышал о том, что в Иерихон вошел великий Человек, имея сильное желание и человеческое любопытство, Закхей попытался увидеть своими собственными глазами, что за личность был Иисус. Невысокий рост и густая толпа не давали ему осуществить задуманный шаг, и грешный мытарь принимает решение: так как Спаситель неспешно будет проходить таким-то путем, он этим временем забежит вперед, заберётся на сикомор, и там на ветвях египетского дерева, стоящего у дороги, будет ожидать Путника.

Неумолкающая толпа вместе со своим Путником достигла места смоковницы, на ветвях которой сидел ожидающий встречи Закхей. Иисус, остановившись под деревом, поднял вверх Свои глаза. Называя его по имени, одобрительной улыбкой, сказал: «Закхей! сегодня Я буду в твоем доме, сойди скорее вниз».

Сердце богатого начальника мытарей забилось трепетом и удивительной любовью к великому пророку Иисусу, с Которым он до этого времени никогда не встречался. Сердцеведец Спаситель не проявил осуждения к мытарю, а, улыбнувшись с любовью, назвал сборщика податей по имени и сказал: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. XIX, 5-8). С нескрываемой радостью он слез с дерева и с благодарностью повел великого Гостя к себе в дом. Толпа, не любившая Закхея и питавшая ненависть к начальственному его положению, только усилила народную нелюбовь, а на земное его богатство смотрела как на доказательство бессовестного взяточничества. Так как это был священнический город, то естественно было ожидать, что Царь, сын Давидов, преемник Моисея, будет принят в доме какого-нибудь потомка Аарона. Но Спаситель принимает совершенно другое решение, местом для отдыха определилось Им другими обстоятельствами.

Но народ единодушно и громко возроптал, недовольство иудеев бушевало в толпе и им казалось непристойным и унизительным, чтобы Царь восторженных Своих последователей остановился в доме человека, занятие которого было символом национального унижения, как открыто говорилось в толпе. Закхей не пользовался доброй славой и был вынужден стать на видное место среди толпы и выступить с такой речью: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. XIX, 8).  

Материальные блага, которые были ему дороже всего на свете, больше не являются в его глазах той ценностью, ради чего он жил. Встреча со Спасителя просветила сердце, он совершенно по-другому стал смотреть на окружающий его мир, и, одухотворившись, приносит общественное признание и открытое обещание Спасителю.

Взирая на оголтелую толпу, Спаситель сказал: «Ныне пришло спасение в этот дом, потому что и он сын Авраама» (Лк. XIX, 9). Сегодняшняя евангельская история о Закхее представляет нам поучительный пример беспредельной любви Господа к грешникам кто бы они ни были, лишь бы желали оставить свои грехи.

Аминь.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь воспоминает событие, которое послужило прославлению имени Господа нашего Иисуса Христа. 16-го января по старому и 29-ое января по новому стилю – сегодняшний день во II веке вериги апостола Петра выносились на поклонение верующему народу. По сошествия Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы Петр вышел на общественную проповедь, слушающих было до трех тысяч человек, которые приняли крещение (См. Деян 2). Апостолы проповедовали Христа Распятого и Христа Воскресшего во все концы земли. Удивительная вещь: поклоняться железным оковам, которые некогда носил апостол Петр. В 42 году от Рождества Христова – первое заключение апостола Петра. Нечестивый иудейский царь Ирод Агриппа ополчился на апостолов, приказал обезглавить Иакова Заведеева, а Петра заточить в темницу, которому также угрожала смертная казнь. В 42 году, как я уже сказал, накануне суда ночью явился ангел Господень, велел ему встать, а оковы при этом упали на землю. Ангел, посланный Господом, вывел его из темницы и апостол удалился и снова проповедовал Божие Слово.

Эти оковы Иерусалимские христиане хранили как священную реликвию и передавали из поколения в поколение. Патриарх Иерусалимский Ювеналий священную реликвию передал благочестивой императрице Евдокии. Она одну из вериг передала в Рим своей дочери Евдоксии. Императрица Евдоксия в свою очередь построила в Риме храм в честь святого апостола Петра, и, имея еще одну часть оков, но уже от последнего заключения апостола Петра, положила эту святыню в новом храме.

Конечно, хочу сказать, что не железо исцеляет и врачует. Исцеляет Господь. Но имея силу божественной благодати от Господа, великий первоверховный апостол Петр своей тенью исцелял всех, кто имел веру в Распятого и нуждался в исцелении души и тела. Поэтому даже железо, которое некогда удерживало апостола, оно прониклось благодатью Святого Духа, и железные оковы даровали исцеление всем нуждающимся в помощи.

Приведу пример из книги Ветхого Завета. Был похоронен пророк Елисей, но чудеса пророка не ограничились его жизнью, он и по смерти своей творил чудеса. Прошел год времени, случилось так, что в этом селении хоронили некоего человека. Шла процессия, и вдруг на горизонте появилась толпа Моавитян, производивших набег на израильскую землю. Процессия погребения ускорилась, несшие покойного испугались и бросили его в пещеру, а сами удалились восвояси. Гроб упал на кости умершего пророка Божия Елисея. И что же вы думаете? От прикосновения к останкам пророка брошенный мертвец вернулся к жизни! Он стал кричать и звать своих хоронителей. Выйдя из пещеры, пришел в город. Об этом свидетельствует Библия (См. 4 Цар 13:20-21).

Поэтому не кости Елисея, не железо апостола исцеляют людей, но сила Божия, обитающая в них.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, всех вас с воскресным днем. И напоминаю, что сегодня вечерня в 16:00 с чтением акафиста. Служба на неделе: во вторник в 16:00, в среду – 8:00 – начало Божественной литургии. В среду память преподобного Макария Египетского. В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста, в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, в воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.


Евангельское Чтение

Лит. - Недели 32-й: Лк., 94 зач., XIX, 1-10 (о Закхее).

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.