Неделя воторая по Пасхе ("Антипасха"). Апостола Фомы. Печать

22 апреля 2012 года, на Божественной Литургии настоятель обратился к верующим с проповедью на прочитанное за богослужением Евангелие:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Сущу же позде в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы (Его) собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам». (Евангелие от Иоанна, 20: 19)

Так свидетельствует апостол и Евангелист Иоанн. Иоанн Богослов, который был при Кресте Господнем, который своими глазами видел Крестные страдания, который получил напутствие от Самого Господа, где сказал Господь: «Сыне, се Мати твоя», а затем обратился к Матери и Сказал: «Се, сын Твой».

 И об этом свидетельствует Евангелист, и о Воскресении Христовом в Евангелии прочитанном мы слышали с вами. В той день, говорит Евангелист, за субботой, то есть в следующий день вечера, когда собрались ученики и имели большую скорбь. Вспомним, когда Христос говорил: «Весь мир будет радоваться, а вы будете плакать. Но придет время, когда вы возрадуетесь, и радости этой никто никогда у вас не отымет».

(Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. (Ин., гл. 16, 20-23)

Ученики еще не понимали, о чем говорит Христос и что это будет за радость. Они же в воскресение вечером собрались все вместе, и в печали разговаривали о прошедших днях – как они потеряли своего Учителя, как Его распяли иудеи, как они положили Его во Гроб. Иоанн рассказывал, как Христос обратился к нему и сказал: «Вот мать твоя», и каждый рассказывал то, что лежало на его сердце. Двери были закрыты, потому как они боялись иудеев – иудеи искали всех, кто будет Распятого славить, даже будут арестовывать и предавать смерти. И вот, имея такой жизненный страх, они находились в одном месте при закрытых дверях. И вот, как говорит Евангелист, чудо. Да двери и стены Христа не держат… Хотя Он имеет плоть – ту же Плоть, в Которой ходил пред учениками Своими. Облекся в эту же Плоть и явился ученикам, и стал посреди них, и сказал: «Мир вам». Затем Христос говорил: «Я посылаю вас, как послал Меня Отец». И сказал им эти слова, вещественным образом дунул на них, со словами: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

(Ин., 20, 21-23)

Сказал им не только слова, но показал им и руки, и ноги, ибо были пробитые руки и ноги, еще виднелись в них язвы от гвоздей. Между ними Фомы не было. Когда же они его встретили, то они и ему рассказали великую радость: «Учитель наш Воскрес! И мы начинаем понимать те слова, которые Он говорил». И тогда Фома сказал им: «Пока я сам не увижу на руках у Него язвы от гвоздей, и пока я сам не пощупаю рану в боку Его…» Потому что ведь свидетельствовал об этом Евангелист Иоанн, который был при Христе, и который видел все, как один из воинов пробил Ему копием ребро, и откуда потекла Кровь и вода. «И пока это я не увижу, - говорит Фома, - я не уверую, что это именно Учитель наш Воскрес».

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, 24-25)

Можно вспомнить – пройдет три века, родной отец будет мучить за Имя Господне свою дочь Варвару, великомученицу. Ее будут бить воловьими жилами, скрести скребками, сорвут с нее шкуру, кровью обагрится вся земля, и едва живую, ее бросят в темницу, – это уже к ночи, - считая, что ни один человек не сможет вынести тех мук, которые претерпела за Имя Господне, за Истину, великомученица Варвара. Ночью воссиял в ее темнице неизреченный свет, и Господь исцеляет ее. Утром, когда пришли воины брать тело, они увидели чудо – совершенно невредимую, - вчера кусок, скажем, что-то подобно человека, то, что они отнесли в темницу, - сегодня перед ними стоит та же красавица, ведь она была очень красива, - и совершенно неповрежденную. Это я вам говорю для того, чтобы вы уразумели. Когда Христос воскрес, ведь Он мог бы так же стать таким же образом, ведь совершенно без всякой язвы на руках и на ногах. Но тогда бы ученики не уверовали. И Господь является им именно вот с ранами, и рана имеется у Него в боку. И прошло восемь дней после этого явления, ученики опять вместе вечером находятся, и рассуждают о крестных страданиях, о Воскресении, о том, что жены-мироносицы были у Гроба, о том, что апостол Лука и Клеопа, когда пришли в Еммаус, то им встретился Христос. И тот, и тот, и многие рассказывали, что: «Мы видели!», и опять же, Фома удивляется и говорит: «Вы все рассказываете о Христе, а я-то Его не видел. Вроде бы и веровать вам, но я не вижу Его». И когда они пошли ко Гробу, то там камень отвален от Гроба, и Тела Его нет. И все так мифически, все куда-то исчезло. И вот, рассуждая об этом, опять же, Христос проходит сквозь стены, потому что двери у них были закрыты. И говорит им: «Мир вам». Затем обращается к Фоме, и говорит: «Принеси перст твой и посмотри, вот Мои руки, вот Мои ноги. Давай руку свою. А ну-ка здесь посмотри, есть ли у Меня дырка в боку». И тогда, увидев своими глазами всё, Фома сказал: «Ох, ох, мой, Господь мой…» А Господь ему говорит: «Ты Меня увидел и уверовал, что это Я. Не просто увидел, а даже пощупал Меня, чтобы убедиться, что это Я, что это не мистика, не обман. Но блаженны люди, которые Меня не видят, но веруют». Много еще всяких чудес, - говорит апостол и Евангелист Иоанн, - Христос сотворил пред учениками Своими. Но невозможно вместить всех книг, а то, что в Книге написано, он заканчивает этими словами: «Для того, чтобы вы имели веру в Сына Божьего, потому что Он есть Истинный Сын Божий. И имейте веру, имейте жизнь в себе вечную. Аминь».

 

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

(Евангелие от Иоанна, гл. 20, 26-31)

 ***

По совершении Божественной Литургии, настоятель обратился к прихожанам с проповедью об особенностях уверения Ап. Фомы, актуальных в наше время; и, в частности, привёл примеры свидетельства Божественной благодати Святаго Духа, обитающей в нетленных мощах святых угодников Божиих:

"Началась вторая неделя по Пасхе, а ещё буквально вчера, образно говоря, мы содрогались с вами, думая: Впереди Великий пост… Как мы его вынесем? Не нарушим ли мы его, хватит ли нам сил выдержать пост и быть истинными христианами? А жизнь идёт очень быстро. Господь милосердный даёт Духа Святаго Своим ученикам и апостолам. И не просто словесно, а именно вещественным образом на них дует со словами: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (См. от Иоанна. 20;22-23). Не случайно Господь явил Себя и Свои раны именно этому ученику, чтобы он уверовал в истинность Воскресения Христова:«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20; 24-25). Эта божественная благодать обитает не только в нас, но всегда в полноте Церкви сила Божественной благодати. Многие из нас ездили по Святым местам и видели, что в храмах стоят гробницы, и тела Святых совершенно нетленны. Можно привести пример Киево-Печерской Лавры, ведь там множество Святых, один из которых Илья Муромец. Как именуют его в летописи – это один из русских богатырей, и даже гробница его отличается от других усопших, потому что он богатырского телосложения. И всё это Господь показывает нам, неверующим фомам, чтобы мы имели твёрдую веру во Христа, а через веру – вечную жизнь. Многие из нас были в Свирске, там покоятся мощи прп. Александра Свирского. Будучи при жизни, он просил, чтобы его тело не хоронили в монастыре и не ставили для почитания и прославления. Он просил, чтобы, когда он умрёт, чтобы братия тело его бросила в болото, и чтобы никогда его тело не прославлялось. Потому что он себя считал одним из грешников. При жизни ему являлась Святая Троица. То есть, прп. Александр Свирский равный по чину в этом преподобному Серафиму Саровскому. Но всё же при его жизни братия упросили его, что они его похоронят в земле, но не кинут в болото, как завещал старец. И он дал согласие, но прибавил: «Если вы будете меня хоронить, то похороните так, чтобы никто не знал, где могила». Вот не желал он, чтобы его прославляли! Он был захоронен, и после его смерти прошло 111 лет. Когда начали расширять строительство храма, потому что храм не вмещал всех присутствующих, расширяли фундамент и наткнулись на пустоту. Когда же сняли верхний слой, то оказалось, что там гроб. Достали гроб, открыли крышку, и оказалось, что там Александр Свирский. 111 лет пролежал в земле совершенно нетленный, даже одежда не повредилась! И вот до сего дня он лежит в Свирске. И кто желает, кто ещё не был из наших прихожан, можно поехать-посмотреть. Руки-ноги совершенно нетленные, мало того, на ногах часто выступает миро – это ещё раз свидетельство Святаго Духа, который путеводит и всегда бывает в нашем храме, то есть в том смысле, что не только в этом, а в нашем общем храме – в полноте всей Русской Православной Церкви или в полноте всей Православной Церкви. Можно этому также привести пример – десницу Иоанна Предтечи. 2000 лет назад Иоанн Креститель говорил Христу: «Мне ли крестить Тебя? Да мне от Тебя подобает принимать крещение!» Господь ему сказал: «Оставь. Ибо делай так, как надлежит быть». Эта десница хранится на Афоне 2000 лет, она не раз привозилась в Россию, и мы совершали ей поклонение. Разве это не свидетельство Божественной благодати Святаго Духа? Всё это свидетельства нам, «неверующим фомам», поскольку нам бывает надо не только увидеть или услышать, но и пощупать, испытуя, так ли это?! Господь прославляет Своих угодников, которые свидетельствуют своей жизнью об Истине – о Христе. Так что я Вас всех поздравляю со 2-й неделей по Пасхе, неделей апостола Фомы. Дай вам, Господи, телесного здравия, душевного спасения и веры в Истину. И не требовать от Бога каких-то чудес или ещё, не дай Бог, как некоторые говорят: «Вот дай, Господи, или покажи, и я уверую… Или возьму вот, погадаю, почитаю псалмы, узнаю, что будет…» Такие люди ищут как бы свидетельства, чтобы что-то доказать. А ведь если мы живём со Христом, нам не нужно никаких доказательств - мы с Ним и в сем веке, и в будущем. Аминь».