Воскресная проповедь 12.03.2017 Печать

12 марта 2017 года, в Неделю 2-ю Великого поста, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении расслабленного в Капернауме, Мк 2:1-12):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В очередной раз Спаситель приходит в Капернаум, – город, в котором проживал Пётр и брат его Андрей. Спаситель вошёл под кров дома Петра, потому что благодушный хозяин имел горячую и пламенную веру в Иисуса, и он уже уверовал, что встречает в своем жилище Христа, посланного Богом для спасения мира. Многие жители города слышали о том, что Иисус вернулся из страны Гергесинской и пришёл в дом Петра, и в благоговейном понимании начали стекаться к Нему. За короткое время, не считаясь со своим временем, стали собираться для того, чтобы услышать слово Великого Проповедника. Не только из Капернаума, но и с густонаселенных берегов Галилейского озера, и близлежащих селений жители собирались в большом количестве, наполняя дом и даже окружающий его двор. Слушатели занимали в доме места, чтобы быть ближе к Божественному Учителю и послушать Его учения.

Этим временем друзья-товарищи принесли того, кто много лет лежал на одре, поражённый сильным параличом, ибо и руки и ноги не слушались страдающего больного. Они пришли к дому, но войти в него оказалось маловероятным за множество народа.

Тогда, договорившись с хозяином (на Востоке зимы не такие холодные), так как крыши на домах были плоские и состояли из травы-глины, это давало возможность легко раскрыть кровлю и проникнуть внутрь здания. Собственно, так товарищи и сделали. Они, воспользовавшись лестницами, на воловьих жилах спустили постель с расслабленным в то место, где находился Божественный Учитель. Спасителю понравилась сила и непоколебимая смелость веры, обнаруженная этим поступком, и Он сказал: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Хотя первый ничего не говорил и не просил, быть может устрашившись способа своего вторжения к Спасителю. Достаточно было для Спасителя веры его друзей и товарищей, которая сподвигла к тому, чтобы они таким способом помогли своему товарищу.

То, что народ оставил свои домашние дела и попечения, и пришел слушать каждое Его слово, причём были очень стеснены из-за множества народа, говорило о их вере в Грядущего.

Когда же Он произнёс эти необычайные слова, то книжники между собой стали обмениваться взглядами и выражать гневное неудовольствие на своих лицах. «Он богохульствует, – шептались они. – кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

Как изменчив характер человека! Буквально несколько часов назад, быть может, и меньше часа, они, оставив домашние дела и попечения, спешили к Великому Проповеднику. Но необычайно сказанные слова Спасителя, как показалось некоторым из них, – побудили в них осуждение и вызвали ропот!..

Слово божественной истины касается людей не только того времени. Если мы скажем, что Евангелие рассказывает историю двухтысячелетней давности, и уже устарело, но Иисус Христос и вчера и днесь, и во веки той же! Слово Божественной истины отражает наш сегодняшний день. Кто из нас не осуждал священника? Кто из нас не роптал на своего духовного отца?.. Ибо одним днём мы любим и верим ему, а другим сомневаемся и осуждаем. И если мы скажем, как могли книжники слышать слово Божественного Учителя и допускать в своём сердце ропот на Него, – давайте посмотрим в наши сердца: неужели мы никогда не допускали ропот? Неужели мы всегда веровали каждому слову своего наставника?.. Мы должны в каждом Божественном слове учиться смотреть в себя. Дух выше плоти; благодать выше природы; вера выше разума; посему неудивительно, что для плоти непонятно, как действует дух; для природы непонятно, как действует благодать, для разума непонятно, как действует вера. 

Что такое вера и Церковь? Это религиозное сообщество христиан, это место для молитвы, куда мы приходим и исправляемся. Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века» (См. Мф 16:18, 28:20).

Сколько поколений прошло через Церковь Христову, и сколько еще пройдет! Церковь Христова это место, где мы через церковные Таинства преображаемся, так как Церковь составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Другого места на земле нет.

Господь и прежде замечал, какое неблагоприятное впечатление производили на присутствующих эти необычные слова. Отвечая на ропот людей, Он упрекнул их за ту невысказанную клевету, которой переполнены были их сердца, и задал им прямой вопрос: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи твои? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи. Но вы должны знать, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, – и тогда Он снова обращается к расслабленному и говорит: – встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

А ведь этот человек лежал не один десяток лет! Этого страдальца знали жители Капернаума, не один десяток лет страдалец возносил молитву к Господу Богу, взывая о помощи!

И вдруг расслабленный на глазах всех встаёт, силы в расслабленных членах восстановились, мир водворился в смущенной душе. Он собирает свою легкую постель, на которой лежал, и в виду расступившейся толпы, кланяясь, благодаря Бога, пошел в свой дом.

Народ обменивался взаимными восклицаниями изумления, славил Господа, потому что чудные дела увидели ныне, ибо такового чуда никогда не видел в своей жизни.

Аминь.  

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас со второй неделей Великого поста. На второй неделе Церковь славит святителя веры и защитника православного учения Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского. Великий ум, рассуждения и учения о жизни человека в Боге поставили святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия. Одно из его великих произведений – учение о нетварном Божественном Фаворском Свете. «Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствительной способности и, хотя он был созерцаем, но  ученики Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом» (Минея-ноябрь, стр. 436). Он учил, что нетварный Свет преображает каждого человека, который приходит к Богу посредством веры, и соединяет с Христом через Таинство Евхаристии. Нетварный, особый Божественный Свет, просвещает всякого человека, приходящего к Богу, нисходит на святых Божиих, ибо написано, что и святые просветятся как солнце. «Мы веруем, – говорил Григорий, – Он явил в Преображении не другой свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божественного естества, поэтому и Несотворенный, Божественный».

Напоминаю, что сегодня вечерня-пассия (поклонение страданиям Спасителя) в 16:00, начинаются чтения акафиста Страстям Христовым и Евангелия от Матфея – та часть евангелия, которая свидетельствует о предательстве в Гефсиманском саду Господа Иисуса Христа. Иисуса, преданного лукавым учеником, схватили стражники Синедриона, повели в дом первосвященника и второпях судили, прибегая к лжесвидетельству и клевете.

На богослужении мы стоим с горящей свечой в руке, своим действием прообразуя единое целое с Богом и единение с Церковью Христа.

На неделе служба в четверг вечерня в 16:00, в пятницу в 7:30 начало Великопостных часов с чтением Евангелия от Матфея, а затем Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу вечерня в 16:00 и в субботу в 8:00 начало Божественной литургии, – вторая заупокойная родительская служба (поминовение усопших).

Кто из нас в храм приходит уже не один десяток лет, знает, что в Великом посту заупокойные службы о наших сродниках совершаются трижды, а затем заупокойное поминовение прекращается до Недели апостола Фомы.

Также в субботу вечерня в 16:00, и в воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии.

 

Слава Тебе, Боже. 

Слава Тебе, Боже. 

Слава Тебе, Боже. 

 

Руководитель социального отдела Восточного благочиния г. Ростова-на-Дону Владимир Николаевич Саввич:

Дорогие братья и сестры, сегодня мы опять собираем на реконструкцию нашего Кафедрального собора. В эти святые дни особенно важно, чтобы Господь видел наше доброе сердце и чтобы Он видел нашу помощь, потому что сейчас, мы знаем, Великий пост идет, и я вас призываю пожертвовать на реконструкцию Кафедрального собора. Спаси Господи.
















Евангельское Чтение

Лит. - Мк., 7 зач., II, 1-12.

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.