Воскресная проповедь 23.04.2017 |
23 апреля 2017 года, в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха) настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об уверении апостола Фомы, Ин 20:19-31): Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16) «Сущу позде в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже где были ученики, явился им Спаситель и сказал: мир вам!», – так начинается сегодняшнее Евангелие. Это уже пятое явление воскресшего Христа Своим ученикам. Первое явление было ранним утром следующего дня за субботой. Именно тогда, когда Мария Магдалина поспешила ко гробу и увидела, что большой камень, закрывавший гробницу, был отвален. В печали и в скорби она вспоминала, что в пятничный вечер Иосиф и Никодим на скорую руку, выражая великое благоговение, совершили погребение Учителя и Господа; эти последние умащения совершались скоро, чтобы успеть закончить до наступления великого дня субботы, – Пасхи Иудейской. В печали и непонимании всего того, что случилось в Иерусалиме – как могли погребать Того, Который даровал жизнь всем просящим у Него? Того, Который исцелял, и Который в беседе у колодца сказал самарянке «позови Мне мужа своего и Я вам дам воду живую, которая в вас сделается источником воды, текущей в жизнь вечную» (См. Ин 4:14-16). Мария видела собственными глазами, как Иосиф с Никодимом уложили тело Спасителя в новом гробе, высеченном в скале, и привалили большой камень, который и загораживал вход в пещеру. Камень этот назвался «галал», – одному человеку не под силу было поставить камень, закрывавший гробницу. Но в первый же день недели, придя рано ко гробу, она увидела, что камень лежит в стороне от входа в пещеру, и стража, которая сторожила тело Спасителя день и ночь, разбежалась. И когда заглянула, то увидела светозарного ангела, а затем и Самого Спасителя. Это было первое явление, в котором Иисус сказал ей: «возвестите братии Моей, и Петру скажи, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (См. Мф 28:10). Это была и радость, это был и страх, потому что она не ожидала того, что, собственно, увидела и кого встретила. Она лицезрела Того, Кто победил смерть. И так она и многие другие за истину этой веры были готовы сами умереть, вера преобразила их, произвела глубокую перемену во всем их характере, делая боязливых смелыми, слабых непреодолимыми. Мария идет и возвещает о том, что Христос ей явился, и передает Его слова, обращенные к ней. Евангелист далее свидетельствует: вечером ученики собрались в Сионской горнице, и в беседе о происходящих событиях, когда двери дома были заперты, воскресший Спаситель стал посреди них и говорит им: «мир вам!» Ученики сначала несколько растерялись, но затем обрадовались, увидев Господа. Чтобы их укрепить в вере, Спаситель спрашивает у них кушать, Он говорит им, что «дух не имеет плоти, Меня же видите имуща». И они дали Ему хлеб и рыбы печеной и Он ел пред ними. (См. Лк 24:39-43) Затем Он снова сказал: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказал это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Фома, один из двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Ученики после этого явления сами являются вестниками воскресения. Они с радостью сообщают ему о воскресении Христа, но Фома, имея особый темперамент, не верит их рассказу о том, что они видели именно Христа. Он сказал, как, может быть, многие из нас сказали бы так: «Если не увижу на руках Его язвы от гвоздей, и не вложу перста моего в ребра Его, я не поверю», – с сильной настойчивостью заявил он. Евангелист продолжает рассказ: «На восьмой день, – или, как мы сказали бы теперь, – на седьмой день после этого (потому что воскресение уже сделало первый день недели священным для сердца апостолов) все ученики собрались вместе за запертыми дверьми, и снова Христос является Своим ученикам, пройдя сквозь стены, не имея никакого препятствия. Он подозвал Фому и сказал: «подай перст твой сюда и вложи руку твою в ребра Моя; и не будь неверующим, но верующим». Фома увидел своего Господа и Спасителя, с пылом убежденности воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Спаситель ответил: «ты увидел Меня и уверовал; но блаженны невидевшие и уверовавшие». Евангелист Иоанн говорит, что много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, которые невозможно описать в книге, но то, что написано, есть истина, написано для того, чтобы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Аминь.
Евангельское Чтение Лит. - Ин., 65 зач., XX, 19-31. 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. |