Воскресная проповедь 30.04.2017 Печать

30 апреля 2017 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил клирик храма иерей Игорь Козуб. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Мк 15:43-16:8):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы встречаем в Священном Писании имена людей, которые участвовали в событиях Священной истории, пребывали в пророческом искании Бога или прикоснулись с Ним своей жизнью. Сегодняшнее Евангельское чтение нам напоминает эти имена.

Первое, которое мы слышим, это Иосиф из Аримафеи. Иосиф был членом синедриона, тайным учеником Христа. До смерти Божественного Учителя он боялся исповедывать свою веру, поэтому был учеником тайным. Увидев смерть Христа, Иосиф забыл о всяком своём страхе, забыл о страхе быть уничиженным своими сотоварищами из синедриона, Иосиф приходит и просит тело Иисуса у Пилата. Пилат удивляется тому, что так быстро умер молодой, полный сил человек и просит проверить, так ли это. Воин приходит и сообщает о том, что – да, Христос умер.

Очень мало времени остаётся до начала того периода, который называют временем покоя – когда ничего не дóлжно было делать Иудеям, в том числе и снимать со креста. Но, кроме того, преступников, которые были на кресте, их и не хоронили. Одна из версий, почему место Лобное называлось именно так, то есть «местом черепа» – потому что там было много черепов тех преступников, которых просто съедали птицы, так как максимум чего удостаивались распятые – это неглубокая братская могила.

И вот Иосиф Аримафейский, чтобы такая участь не постигла Божественного Учителя, дерзает прийти к Пилату, забыв обо всём; дерзает похоронить Его так, как дóлжно, до момента наступления субботнего покоя.

Христос был положен во гробе в новом, этот гроб был закрыт особым образом. Большой круглый камень был привален, и, вернее сказать, он был как колесо, был прикачен туда, к этому месту, к отверстию – так примерно, как закрываются двери-купе.

И во время субботы все остались в безмолвии и в бездействии, и в печали.

По прошествии этого времени жёны, которые были всегда со Христом (их имена тоже сообщает нам Писание), жёны как бы по духовной инерции, потому что они Его не оставляли, только скорбь и покой субботы их принудил к тому, чтобы прервать сопребывание с Божественным Учителем, – после дня субботнего жёны спешат ко гробу, оставив всякую логику, ведь этот огромный камень невозможно было даже тем количеством, которое пришло ко гробу, невозможно было слабыми женскими руками откатить этот камень, тем более что там находились сильные тренированные римские воины, призванные воспрепятствовать какой-либо попытке проникнуть в запечатанный гроб.

Женами двигало чувство, лишенное логики, и это чувство имеет тезоименитое с Богом имя, чувству этому имя Любовь. Мы помним, что они пришли и увидели отваленный камень от гроба, и, войдя во гроб, увидели логическое подтверждение тому, что здесь нет тела, и украдено оно не могло быть. Пелены, которые обвивали по традиции Иудейской погребенное тело, которые были пропитаны липкими, благовонными маслами (потому что Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом хоть и поспешно, но приготовили тело к погребению), и головной убор покойника тоже лежал отдельно. Воры, скорее всего, украли бы тело, не обнажая его.

Жёны удивленные, как нам говорит Писание, пребывающие в страхе (См. Мф 28:8), прибегают к ученикам и сообщают им об этом событии.

Ученики – не верят.

Почему не верят ученики?.. Не потому, что у них не было любви ко Господу. Ученики являют нам образ другой любви, – любви рассудительной. Они не могли представить о своем Учителе того, чего они не понимали, что не вмещалось в их логическое рассуждение, они не могли представить, что же могло произойти? Они не могли понять, как могла быть побеждена смерть Величайшего и любимого их Учителя, как Он, умерший, мог исчезнуть из гроба. Они не понимали того, что, в общем, понять было невозможно. Они не понимали, как, может быть так, что была бы побеждена смерть. И поэтому они не поверили женам, посчитали просто их информацию плодом их возбуждённого и скорбного состояния.

Господь Воскресший даёт и тем и другим, по прошествии некоторого времени, возможность соединить чувства и рассудительность. После этого и жёны перестали бояться, и ученики уверовали так, как уверовал Фома, осязая Господа всем сердцем, исповедуя Его не просто словами, но всей своей жизнью. Фома воскликнул: «Ты Господь и Бог мой!» (См. Ин 20:28)

Вот это чувство соединения того, что было у жен-мироносиц, и рассудительности апостолов, это состояние, состояние христианское, называется добродетелью – чувство, которое, не задумываясь, без всякого страха, как бы по привычке, совершает то Божественное добро, которое называется любовью.

Господь, распявшись на кресте, научил добродетели и Иосифа Аримафейского, и жен-мироносиц, и учеников. Господь Своим воскресением и ниспосланием Духа Святаго по прошествии пятидесяти дней после воскресения научил нас не только добродетели, вместе с апостолами, но также научил нас быть бесстрашными.

Помоги, Господи, нам, живя в Духе Святом, иметь такую привычку, которая называется добродетель.

Будучи горячими, как жёны, дай нам, Господь, оставаться рассудительными, как ученики Христовы, и в этом пребывании шествовать вместе со Христом ко воскресению.

Помоги, Господи, нам всем.  

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех причастников поздравляю с принятием Святых Божественных Христовых Таинств, поздравляю всех с Днём Жен Мироносиц, который всегда отмечается в третью Неделю по Пасхе. В эту Неделю, то есть Воскресенье, мы также вспоминаем тех, кто был с женами мироносицами: Иосифа Аримафейского и Никодима.

Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Эту радостную весть о Воскресении Божественного Учителя первыми начали подозревать, ещё до конца не осознавая её, жены-мироносицы, которые пришли по велению своего сердца, как повествует нам Евангелие сегодня – по велению своего любящего сердца.

Ничто не могло удержать их – ни смертный страх, ни осознание своей немощи; они шли к Богу. Единственное, что они не могли понять, – как возможно победить смерть? Это и было причиной их страха. Но их дерзновение свидетельствует о их любви, и этим дерзновением, как и дерзновением Матери Божией, Которая выразила Свое согласие стать лестницей между землей и Небом и родить Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, они стали теми проводниками между жизнью до воскресения и после воскресения Христа.

Как бы там ни было, именно женское сердце откликнулось на тот призыв Бога, который не вмещается ни в какие разумные, – может быть, так скажем, логические, свойственные более мужскому мышлению рамки.

В этом-то и таится любовь Матери Божией к нам, или материнская любовь вообще. Поэтому этот праздник, праздник воскресения Христова является праздником воспоминания о женах-мироносицах и праздником воспевания той части женской сути, которую при творении Господь отделил от сути человеческой, как говорит нам Писание, «Книга Бытия», – Господь из ребра Адама создал женщину (См. Быт 2:22).

Если мы обратимся к переводу с оригинального библейского языка, это слово правильнее будет перевести как не просто «ребро», к которому мы привыкли – ребро как часть тела человека, но ребро или грань исключительно сияющего и хорошо ограненного алмаза. Так с арамейского переводится слово «цела»; так Господь определил служение женщины, как красивой во всём – и внутренне, и внешне.

Помоги вам, Господи, наши дорогие матери, дорогие сестры, в этом благостном служении, когда в истории человеческой, истории библейской, и жизни каждого из нас случается так, что мы идём за этой неосознанной любовь (мы, мужчины, идём за этой неосознанной любовью), и таким образом происходит восполнение недостатка, ради которого и был создан человек двухсоставным – мужчина и женщина.

Спаси вас Господи, поздравляю всех женщин с сегодняшним праздником, поздравляю также и мужчин, потому что сегодняшний день молитвенно воспоминает также «иже с ними», то есть с женами-мироносицами, участвовавших в погребении Господа: Никодима и Иосифа Аримафейского; которые также проявили бесстрашие и явили собой любовь Божию.

Всех с праздником!   

 

 

 













Евангельское Чтение

Лит. - Мк., 69 зач., XV, 43 - XVI, 8.

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.