Воскресная проповедь 7.05.2017 Печать

7 мая 2017 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» иерей Игорь Козуб обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении расслабленного при Овчей купели, Ин 5:1-15):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний день называется «Неделя о расслабленном». Евангелие посвящено именно этому событию – исцелению расслабленного на Овчей купели.

Евангелие – книга документальная, она затрагивает факты. Говоря о внешнем, Евангелие нас призывает к возрастанию духовному, – говоря о чувствах, характерах, передавая, казалось бы, обычные события.

Господь пришёл в купель, название которой с арамейского «Бет-Хесда» переводится как «Дом милосердия», пришёл в то место, где лежало множество больных людей, и из множества спросил у одного – у того, который был в этом состоянии, в состоянии лежачего больного, 38 лет. И вот, вопрос, который может показаться абсурдным, если мы приложим его к себе: «хочешь ли быть цел?хочешь ли быть здоров?») – обращается Христос к человеку, который тридцать восемь лет этого хочет.

Но Господь не просто спрашивает о его желании, Господь смотрит в сердце. Спрашивая о том, хочет ли быть здрав расслабленный, Господь ожидает, прежде всего, его сердечного ответа. За эти тридцать восемь лет можно было озлобиться и отчаяться, но расслабленный нам даёт пример глубокого незлобия и глубокого надеяния на милость Божию. Во-первых, он смиренно отвечает: «Да, хочу». Не раздражается на нелогичный вопрос, но смиренно отвечает «Хочу быть здрав». В этом смиренном ответе ещё и его глубокая надежда.

И Господь, видя его веру в этой надежде, просто говорит ему: «Возьми свою постель и иди».

Здесь Христос не говорит «Я исцеляю тебя», чтобы утвердить Свою Божественную силу; Он говорит просто «Возьми постель и ходи». Этим тоже проверяется вера расслабленного. Ежеминутная его надежда на исцеление, на исцеление по Божией милости, находит свой ответ. Он проявляет готовность; веруя в своё исцеление, берёт одр и идёт (по всей вероятности тогда, когда Христа уже не было рядом, иначе бы Евангелие нам повествовало о том, что исцелённый больной начал бы благодарить своего Врача).

Суббота – день покоя, и уже завидующие славе Христа Иудеи говорят расслабленному, что «не должно тебе носить одр». Видя и понимая, что совершилось величайшее чудо, они принижают это Божественное действие, концентрируют внимание на ношении одра.

Расслабленный, как бы желая просветить их очи, говорит: «Тот, Кто исцелил меня, Тот сказал мне: возьми одр и ходи».

Расслабленный не только проявил до своего исцеления смирение и надежду на Бога, но после исцеления являет вид своего благочестия: расслабленный идёт в храм и благодарит Бога. Он не празднует своё исцеление, отдыхая и радуясь с родственниками, расслабленный стоит в храме, и Господь именно там его и находит. И, встречая его, говорит ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего худшего».

В этом случае тоже, если мы вживёмся в эту ситуацию, можно себе представь – а что может быть хуже, чем 38 лет лежать на постели?.. Находясь в том состоянии, в котором и грешить-то невозможно.

Господь говорит и расслабленному, и нам, о том ужасном состоянии, в которое мы можем войти после того самого момента, который никто из нас не избежит – после неизбежного момента встречи с Богом.

И расслабленный, имея подготовленное сердце, внимает этому призыву, понимает, о чём речь, и своим пониманием призывает и нас понять. Во-первых, то, о чём говорит Феофан Затворник: все наши скорби, посылаемые нам от Бога, в том числе и болезни, есть милость Божия к нам, как к грешникам, и знак того, что Господь, любящий нас, нас не забывает. А болезнь, как говорит об этом другой святой, болезнь есть врачевание нашей жизни, ибо грех есть отступление от источника этой жизни, а значит путь к смерти. И болезнь есть естественное продолжение нашего отступления от источника жизни.

В этом случае святитель Феофан удивляется: как к нам, к грешникам, Господь настолько милостивый, что мы, отступив от Жизни, всё-таки ещё живём и имеем возможность опять вернуться к этому источнику жизненному.

Ещё здесь, в словах святых, и в евангельском отрывке, для нас возможность найти путь благодарения в каждую минуту нашей жизни. Благодарения и за радости, и за скорби, и за болезни, и за выздоровление.

Будучи благодарными, как был благодарен расслабленный, мы сможем избежать того, чего избежал и расслабленный – того худшего, о котором говорил ему Господь, придя в церковь.

Помоги, Господи, нам в этом.

 

 

 







По совершении Божественной литургии батюшка обратился к прихожанам с напутственным словом:

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Спаси, Господи, всех за совместную молитву, всех причастников поздравляю с принятием Святых Божественных Христовых Таин, поздравляю с сегодняшним праздником, который есть день памяти чудес Божиих по исцелению немощных. В этот же день вспоминается и воскрешение Тавифы, которая в первом веке, будучи молодой, неожиданно заболела, и умерла, а после была воскрешена апостолом Петром. Её жизнь была образцом праведности, и она может быть тем светочем для женщин, которые выбирают себе путь служения Богу и людям.

Помоги, Господи, нам молитвами святых, всем благословение на предстоящую седмицу.

Помоги, Господи.

 

 

 













Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 14 зач., V, 1-15.

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.