ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!




Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

СОЮЗ

banner

Телеканал СПАС

Телеканал Дон Православный

Киноклуб Отечество

Сайт храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Ростове-на-Дону

Свято-Михаило-Архангельский храм. Приход г.Ростова-на-Дону

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону

Сайт прихода святых Жен Мироносиц

Свято-Казанский храм. г.Ростов-на-Дону




Воскресная проповедь 14.05.2017 Печать

14 мая 2017 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 4:5-42):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Иисус, оставив Иудею, идёт в Галилею. На Своем божественном пути Он вместе с учениками подходит к некоему Самарийскому городу, называемому Сихарь, – об этом говорит сегодняшнее Евангелие.

Утрудившись от раннего начатого путешествия, Спаситель в полуденное время присел отдохнуть и подкрепиться у прохладного колодца, поблизости города Сихаря. Именно на том историческом и плодородном участке земли, некогда отведенном патриархом Иаковом своему любимому сыну Иосифу, переданному ему в наследство, Иисус, истомленный, быть может, зноем, сел у колодезя. Ученики вошли в город для того, чтобы купить брашно. Но в самый жаркий час знойного дня Его уединение вдруг было нарушено женщиной, которая пришла к колодцу за ключевой водой. Необычное время выбрала самарянка. Может, не хотела ни с кем встречаться, кто обычно в утренние часы приходит за водой, но в силу разных причин, или, быть может, потому, что она не пользовалась доброй славой, и эти причины побудили ее идти в такие часы. И когда она подошла к колодцу, чтобы достать оттуда воды, и, набрав её, Спаситель сказал ей: «Женщина, дай Мне пить».

Самарянка удивилась, потому что уже на протяжении многих лет самаряне с иудеями не общались, между ними была такая непримиримая ненависть, до того порваны были все сношения, что просьба вызвала только выражение крайнего удивления. И она говорит: «ты, Иудей, просишь у меня воды?» На что Спаситель кротко ответил: «О, женщина, если бы ты имела дар Божий, ты бы знала, Кто просит воды у тебя, то сама просила бы у Него воды, и Он дал бы тебе воду живую».

Женщина сделала жест рукою в сторону колодца и сказала: «Удивительно! господин! У тебя нет ни почерпала, а студенец глубокий; и как ты мне можешь дать воды? Или ты больше отца нашего Иакова, который этот колодец передал своему сыну и он пил, и дети его, и скот», – то есть свидетельствует об особом даре этого колодца, так как на протяжении долгих лет вода в нём не иссякла, и это было удивительно для того места.

Спасителя не остановил этот грубый буквализм ее ответа и Он с улыбкой и расположением духа сказал ей: «всякий, кто пьет от этого колодца, снова будет иметь нужду в воде, чтобы приходить и пить ее снова. Воду, которую Я дам, не будет жаждать вовек; но сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Спаситель, разговаривая с женщиной о воде, старается возвести ее мысли в возможно высшую область, а она меряет мирским мерилом, разумеет обыкновенную воду, пьющий которую вжаждет опять. После этого она чувствует, что перед ней находится кто-то Великий, и она просит: «Господин! дай мне этой воды, чтобы я не жаждала и не приходила сюда», с тем же узким и грубым пониманием лишь для того, чтобы не иметь больше жажды и не приходить сюда за водой.

Довольно было сделано со стороны Спасителя для назидания бедной крайне изумленной женщины, Он также понимает, что она не слышит, о чем Он говорит, что источник воды внутри самого сердца, который утоляет жажду на веки.

И тогда Он говорит ей тайноводственные слова, велит ей: «иди, позови мужа и приходите сюда».

Женщина была незамужняя; она и ответила: «у меня нет мужа».

Чтобы тронуть ее каменное сердце и пробудить спящую совесть, Иисус ответил: «правду ты сказала, потому что пять мужей, которые ты имела на протяжении всей твоей жизни, ну какие они мужья твои? И тот, который сейчас, вовсе не муж тебе».

И только теперь женщина начинает понимать, то перед нею Пророк.

Она говорит: «Господин! вижу, что Ты Пророк. Наши предки учили нас кланяться на горе Горезин, а Иудеи говорят, что нужно кланяться в Иерусалиме. Кто же прав?»

И тогда Спаситель изрек ей великое и достопамятное пророчество: «Ныне настанет время, даже наступило уже, когда не на горе, и не в Иерусалиме, а истинные поклонницы будут покланяться Отцу в духе и истине», вот таковых поклонников Отец ищет Себе.

Когда Он это сказал, то ученики возвращались из города, и были удивлены, что их Учитель разговаривает с этой женщиной самарянкой.

А женщина вследствие поразившего ее изумления оставила водонос и побежала в город сообщить жителям о чудесной встрече, что пришел Великий Пророк, Он открыл ей самые тайны ее жизни. Не Он ли Христос?

Ученики побуждали Спасителя есть, потому что было уже за полдень.

«У Меня есть пища, - сказал Он, - которой вы не знаете».

Между собой ученики сказали: «А кто дал Ему кушать?»

Он сказал: «Брашно Мое не отсюда, ибо Моя пища делать волю Пославшего Мя Отца. Посмотрите, вы говорите, нивы уже созрели и их нужно собирать в житницы. И Я вам говорю, что будет радоваться тот, кто сеял, и тот, кто жнет. Вы не сеяли, но пришло время жать, поэтому и сеющий и жнущий будут в радости».

Тем временем собравшийся народ слушал слова Его, и просили, чтобы Он еще остался в их городе; и Он пробыл там два дня. Несомненно, это двухдневное учение и было главным образом причиною многочисленных обращений в их среде в последующее время.

И тогда сам народ сказал женщине этой: «Мы веруем не за твое только слово, что ты сказала нам о Пророке, Который раскрыл тебе тайны твоей жизни. Но, сами свидетельствуем, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Аминь.

 








Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас приветствую с пятой Неделей по Пасхе. «Неделя о самарянке» – о событии, когда Спаситель пожелал идти в Галилею и подошел к небольшому самарийскому городу Сихарь, где просто и легко сказал женщине о благодати Святого Духа; Он говорил ей о воде, которая приведёт её и всех с ней в жизнь вечную. Она удивлялась, думала о воде, которую сможет выпить и больше не будет жаждать. Он ей несколько раз говорил о той воде, которая утоляет жажду на веки и течет в жизнь вечную. Дошло до того, что Он открыл ей тайны её жизни, и только после этого она поняла, что перед ней стоит Великий Пророк.

Вот с этим великим событием я вас поздравляю. Пожелаю, чтобы вы смотрели не только на женщину, которая жила в самарийском городе Сихарь, но в своём родном городе всегда встречали Владыку и Господа. Мы всегда, на своем жизненном пути встречаем Господа, но как говорит владыка митрополит Меркурий, «нужно помочь своему сердцу увидеть Бога».

Будем же всегда слушать зов своего сердца и встречать Бога на каждом нашем земном пути, понимая, что, причащаясь от единой Чаши, принимая в себя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, имеем возможность, как сказал Бог, потекут реки живой воды, которая приведет нас в жизнь вечную (См. Ин 4:14).

Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 12 зач., IV, 5-42.

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"