Воскресная проповедь 21.05.2017 Печать

21 мая 2017 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении слепорожденного, Ин 9:1-38):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Проходя по дороге, удаляясь из Иерусалимского храма, так как иудеи взяли камни, чтобы бросить в Него, Спаситель на Своем пути встретил человека, слепого от рождения. Ученики спросили у Него: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Очевидно, ученики не могли найти ответа теоретического характера: как объяснить то обстоятельство, что слепорожденный так страдает? В Ветхом Завете закон Моисея говорит, что за грехи родителей наказываются дети до третьего или даже до четвертого поколения. Но с другой стороны они помнили предвозвестие пророков, что с наступлением царства Мессии этот порядок будет отменен и каждый будет отвечать сам за свою личную вину. Царство апостолам представлялось как уже наступившее с тех самых пор, как Ангелы возвестили: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!», Иисус родился в Вифлееме (См. Лк 2:14). Следовательно, за грехи родителей – дети не отвечают, но каждый за себя, и наказывается только за свою личную виновность.

Спаситель отвечает: «не за грехи родителей и не за свои грехи, но для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Конечно же, это не значит, что человек родился слепым, чтобы быть оружием для славы Божией. Нет, совершенно не так! Господь говорит о попечение Божием о людях, которое большей частью остается скрытым от человеческих очей. Не будем забывать, что попечение Божие простирается над каждым человеком. Именно попечение и Отеческая любовь!

Павел апостол говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует и не превозносится, любовь не гордится, не бесчинствует; не мыслит зла; все терпит, никогда-же отпадает» (См. 1 Кор 13:4-8). Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4:16).

«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день. Доколе Я в мире, Я свет миру». И, сказав такие слова, Спаситель плюнул на землю и из слюны сделал брение; помазав глаза слепцу, сказал: «пойди, умойся в купальне Силоам».

Он послал его в купель Силоамскую, что означает «посланный».

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, называет делами Божиими здесь воссоздание глаз слепому при помощи земли. Так как всеми было признаваемо за дело Божие создание из земли тела Адамова, то и Иисус Христос из земли воссоздает этому слепому глаза, прекраснейшую часть тела, чтобы было несомненно для всех, что Он Бог, как обладающий равным с Богом могуществом: воссоздавший таким образом прекраснейшую часть может создать и всего человека.

Естественное желание воспользоваться всяким средством для излечения своей болезни побуждает слепца незамедлительно исполнить указание Иисуса. С другой стороны, до него могли дойти слухи о Христе как о чудесном целителе, и, таким образом, начатки веры в нем уже были.

Поверив, что Иисус Христос сделал и повелел ему то, что послужит к его исцелению, послушался и пошел, и за такую веру он не обманулся в своей надежде, умылся и прозрел. Это было сверхчудно!

Те, которые знали его хорошо, даже едва верили его собственному заявлению, что он именно тот слепой нищий, который так хорошо известен был им. Они терялись от изумления и между собой говорили: «Неужели это наш нищий, который просит милостыню?» Одни говорили: это он, другие говорили: похож на него. Но мы знаем, что для Бога нет ничего невозможного, и всё, что ниспосылается нам, служит для нашего вразумления и спасения. Нам только нужно увидеть, что Бог ниспослал нам, уверовать и сердцем, и умом.

Тогда спрашивают у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Повели слепца к фарисеям, поставили его пред специалистами по части различения того, что можно было делать в субботу и чего нельзя, и задали вопрос об этом чуде, как он прозрел.

Слепец ответил: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». Заметьте, не какой-либо мазью, а грязью. Придорожная грязь, которая всегда лежит под нашими ногами и оказалась той целебной и врачующей силой. Из прочитанного евангельского отрывка мы должны понимать, что спасение всегда перед нашими стопами, нам нужно только увидеть или заметить это.

Некоторые набожные фарисеи, хорошо знающие закон, сказали: «Он не хранит субботы». Раввины запрещали вообще мазать брением в субботу даже один из своих глаз, кроме случаев смертельной опасности.

Вот за этим буквопоклонством они не увидели самого главного – чуда, милосердия Божия. Разве в субботу нельзя делать добрые дела?.. Но люди, хорошо сведущие в Священном Писании и знающие церковные законы, потеряли самое главное – потеряли живое милосердие. Ведь что такое вера? Вера и Церковь это живой организм, это мы с вами. А они за буквой закона потеряли человеческое милосердие и проявили негодование. Они не увидели того, что Христос сотворил великое чудо через милосердие к этому страдальцу, ведь, наверно, и они когда-то проявляли к нему жалость, подавая милостыню!

Между ними разгорелся спор. Одни говорили: «разве может грешный человек творить чудеса?», а другие говорили: «Он не чтит субботу, Он нарушает закон Моисея, значит, Этот Человек не от Бога».

В конечном итоге они пришли к тому, чтобы слепцу задать вопрос: «что ты скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк». Тогда иудеи не поверили свидетельству его, что был слеп и прозрел, но как говорит сегодняшнее Евангелие, послали своих слуг за его родителями.

И когда пришли родители, то держались простой правды и с известным иудейским раболепством отказались делать какие-либо выводы, которые могли бы подвергнуть их неприятным последствиям. В фарисейской среде была ненависть к Христу, и тот, кто Христа будет называть Пророком, мог быть отлучен от общения церковного. Поэтому, на вопрос – это ваш сын? и родился он слепым? как же он теперь видит? Родители ответили: «То, что это сын наш, мы свидетельствуем, то, что он родился слепым, и это правда, а вот как открылись у него глаза и кто ему это сделал, мы не знаем. Он в совершенных летах; спросите его, и он сам вам ответит».

Фарисеи вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «воздай славу Богу; потому что мы знаем, что Человек Тот грешник».

Бывший слепец сказал: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что был слеп, а теперь вижу». «Но я знаю, что грешников Бог не слышит; но только тот, кто чтит Бога, того послушает. От века не слышно было такого, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего».

Высокомерно-набожные члены синедриона отвечают: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?», тем самым ясно показали, что им нечего сказать против той истины, какую высказал простец. Выведенные из себя фарисеи не в силах более сдержать взрыва своего негодования, ничего другого не предпринимают, как только выгоняют его вон.

Спаситель не оставил без внимания Своего первого исповедника, найдя его, сказал: «ты веруешь ли в Сына Божия?» «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» В этом вопросе слепец слышит знакомый тембр голоса, именно Он послал его в источник, чтобы умыться и прозреть! В нем постепенно совершается переход от доверия, какое он сначала имел к Христу, к вере в Него как посланника Божия.

Спаситель ответил: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».

На что простой слепец с любовью отвечает: «верую, Господи!» как Божественному Посланнику, поклонился Ему.

Аминь.


Проповедь по совершении Божественной литургии   

Спаси Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем и с шестой Неделей по Пасхе, которая называется «Неделя о слепом».

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам о молитвенной чистоте, о той искренности и вере в Бога, которая заключается не в многоглаголании, а в истинности. Вера должна быть от сердца, потому что Бог ищет истинных поклонников, которые поклоняются Ему в духе и истине, в сердечной чистоте, а не в буквопоклонстве и безумном исполнении закона. Ведь сделать доброе дело можно даже тогда, когда нарушается закон! Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы». Милости… (Мф 9:13) В заповеди блаженства говорится: «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут». (Мф 5:7), милость и милосердие превыше всего!

Господь пришел не праведников призвать к покаянию, а грешников – тех, которых нуждались в этом. Так в сегодняшнем Евангелии Господь милостиво исцелил слепорожденного. Он, будучи слепым, имел чистое сердце, и поэтому легко уверовал в Господа Иисуса Христа Сына Божия, уверовал, потому что, получая указание, он уверовал в Того, Кто сказал ему: «иди в купальню Силоамскую и умойся». Ведь он мог бы и не пойти. Но слепец с верой и истинным желанием пошел и сделал так, как сказал ему Иисус, и по слову Христа получил исцеление.

Затем он неоднократно защищал Своего Исцелителя перед фарисеями. Когда Христос встретился с ним второй раз, он сказал: «и Кто Он, Господи, чтобы мне уверовать в Него?» И когда узнал, то перед ним стоит Сын Божий, то поклонился Ему.

Вот с этим Евангельским событием, неделей о слепом, всех вас, дорогие мои, поздравляю. И пожелаю, чтобы все мы имели искренность в вере. Не гордость житейскую и похоть очес, а именно вот такую любовь друг ко другу и ко всем, потому что «любовь не завидует, не гордится, не превозносится, не ищет зла и не радуется о неправде, а радуется о истине; любовь долготерпит и любовь милосердствует». (См. 1 Кор 13:4-8)

Сегодня вечернее богослужение в 16:00, завтра – 8:00 – начало Божественной литургии, перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари-город святителя Николая, архиепископа Мир Ликийких, чудотворца.

Во вторник вечерня в 16:00, в среду – 8:00 – начало Божественной литургии.

Во вторник вечером и в среду утром служба Пасхальным чином, так как в среду Отдание праздника Святой Пасхи.

В среду вечерня в 16:00 – Всенощное бдение с освящение пятью хлебами, в четверг – 8:00 – начало Божественной литургии – Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста, в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Сегодня весь мир осведомлен, а Россия встречает частицу мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Все Православные христиане России по-особенному будут молиться, прославляя этого великого заступника веры Православной. Ведь, наверное, нет ни одного Православного дома, чтобы не было в нём иконы святителя Николая. Все и каждый особо чтят этого великого заступника и чудотворца.

Ангела Хранителя и Божие благословение.
















Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 34 зач., IX, 1-38.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.