Воскресная проповедь 18.06.2017 Печать

18 июня 2017 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил клирик храма иерей Игорь Козуб. По прочтении за богослужением Евангелия, священник обратился к молящимся со словом проповеди (Мф 4:25-5:12):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, День памяти Всех святых в земле Российской просиявших, евангельское чтение в очередной раз предлагает нам вспомнить заповеди, заповеди блаженства, которые являются одним из ярких моментов Евангелия, они звучат как приветствия и начинаются со слова «блаженны». Это слово-приветствие можно охарактеризовать  и перевести как обращение  к счастливому человеку. «Блаженный» – «счастливый» человек. Но это счастье особого рода. Счастье, которое не зависит от внешних факторов, но зависит от нас и от наших взаимоотношений с Богом, нашей любви к Нему.

Первая заповедь, которую Господь изрёк у моря Галилейского всем пришедшим к Нему, в том числе и Своим ученикам, которые сидели ближе всего к Нему, звучит так: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».

Кто такие нищие духом? Если обратиться к дословному переводу, можно просто перевести – это смиренные, простые люди. Этого будет недостаточно. Для того, чтобы понять, кто же такие нищие духом, возможно, нужно представить эту ситуацию, когда к Господу пришли люди – со своими чаяниями, бедами, болезнями, и Господь к ним обратился; обратился так, чтобы они поняли.

И этого, может, будет тоже недостаточно. Хорошо бы ещё и представить себя, стоящим среди этих людей, нищих духом. Это были простые люди, для них было это естественно услышать, и признать – «да, мы нищие».

Но нищие духом.

Господь обратился к простым людям, но среди них наверняка были и непростые люди. Но если себе представить ситуацию, в которой Бог обратился бы к людям совершенным, к философам, то всё равно перед лицом того Божественного учения христианского и перед силой духа Христа, любое совершенство нуждается в признании своей нищеты.

Господь обращается к нам, к людям: «Блаженны вы, нищие духом, которые стоите рядом со своим Господом, Который обладает той величайшей силой духа, от которой можно питаться».

Господь в Евангелии много раз с глубоким сожалением укоряет, жалея (именно с сожалением укоряет людей), собравшихся к Нему, в том, что они пришли, чтобы ещё насытиться хлебами, чтобы ещё найти исцеления, чтобы ещё разрешить какие-то свои недоумения в этой жизни. Господь сожалеет о нас, как сожалел и об Иудеях, которым сказал: «сколько раз Я хотел к вам придти, но вы Меня не приняли!» (См. Мф 23:37).

Господь жалеет людей. Обращением к нам, как к нищим духом, прежде всего говорит о том, что: «Я способен вам дать всё, что вы просите – хлеба, мира на этой земле, избавить от болезней, но Я не для того пришёл». Господь говорит о том, что Он пришёл насытить нас, нищих духом, Своим Божественным Духом. И люди, простые люди, стоящие и слушающие Нагорную проповедь, желающие всего того земного, чего и мы желаем, они возрадовались. Что они увидели? Они увидели возможность стать сынами того Небесного Царства, которого Господь и был Владетелем и Приносителем. Господь пообещал людям Царство Небесное. Всем насытившимся духом пообещал Царство Небесное. И люди собравшиеся, простые люди, увидели эту перспективу. Они увидели, что им есть, что узнать и к чему стремиться.

Люди прежде всего увидели возможность насытить эту нищету, ибо как и та толпа, стоящая перед Христом, так и мы часто очень далеко стоим от того главного, что нам предлагает Господь – от Царства Небесного, просим как и те, простые люди: «Дай нам, Господи, всего здесь», но увидеть свою нищету, как увидели стоящие перед Богом, слушающие Нагорную проповедь, очень важно. И таких слов никто никогда не произносил до Христа, ибо Бог пришёл сообщить о том, что Он уготовал для всех людей – о Царстве Небесном.

Только так можно понять эту нищету духовную, эту жажду подняться от наших земных прошений и земных привязанностей к желанию обрести Царство Небесное. Только после этого желания можно до конца понять и все остальные заповеди блаженства, которые дают нам счастье, не зависящее ни от каких внешних обстоятельств.

Дай Бог нам быть нищими духом, находиться в поиске этого блаженства. И Господь даст просящим у Него.


Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех поздравляю с праздником – днём памяти Всех святых, в земли Российской просиявших. Всех причастников – с принятием Святых Божественных Христовых Таинств.

Вчера на утренней мы пели величание всем святым, в земле Российской просиявшим. И эти святые, поскольку мы – люди, живущие в этой земли Российстей, вси святые в этом величании называются нашими сродниками. Прославляя Бога-Троицу, Который сподобил наших сродников мученической кончины, мы вспоминаем этих умерших за Христа и за веру людей.

Каждый раз, когда священник после Причастия опускает частицы просфор в Чашу с Телом и Кровью Христа, он произносит такие слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь (то есть нас) Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

И та кровь, пролитая сто лет назад за нас, она омывает наши грехи сейчас.

Будем же молиться этим нашим святым, просиявшим в нашей многострадальной, Богом хранимой земле, и, памятуя их путь, будем готовы идти тем же путём – путём к Богу.

Помоги, Господи, нам.

Дорогие братья и сестры, лето наступило, вы помните, как всегда, у нас в августе месяце, в летнем месяце престольный праздник, и настоятель храма попросил обратиться ко всем с просьбой о помощи в благоукрашении храма. Для этого объявлен тарелочный сбор: кто может чем-то поучаствовать, помилосердствуйте, дабы нам отпраздновать наш праздник 10 августа достойно: достойно встретить гостей, достойно встретить нашего Владыку. Помоги, Господи, всем.

 















Евангельское Чтение

Свв.: Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.