Воскресная проповедь 17.09.2017 Печать

17 сентября 2017 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. По прочтении за богослужением отрывка из Евангелия, полагавшегося к чтению в сегодняшний день (Мф 22:35-46), батюшка обратился к молящимся с проповедью:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Посрамив книжников и фарисеев через назидаемые притчи, Спаситель был прославлен народом за премудрость, потому что говорил так, как никто другой. А этот последний случай свидетельствовал, что один из пытавшихся поставить Иисуса в тупик сам почти перешел на Его сторону. Возможно и поэтому религиозные вожди почли за лучшее прекратить свои «состязания» с Христом – дабы не потерять кого из своих сторонников.

Сегодняшнее Евангелие говорит: Некий человек (законоучитель) подошел к Иисусу с целью искусить, спрашивает у Него: Учитель! – с надеждой, что Он не прибавит ли чего-нибудь к первой заповеди в виде исправления закона, и тем самым получит повод к обвинению Его. Он сказал: – Учитель! какая есть наибольшая заповедь в законе? Спаситель ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумом твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя; вот на этих двух заповедях, – говорит Господь, – утверждается закон и пророки». Он наставляет, что любить Бога должно быть не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Богу.

Мы хорошо понимаем, что такое любить ближнего – но не всегда исполняем это прямое указание Христа. Иногда проявляется у нас милосердие и внимание к ближнему, который находится далеко от нас, а который трудится с нами ежедневно, ежечасно, не всегда получается его любить. А почему мы должны любить ближнего? Потому что все мы созданы по образу и по подобию Божию.

«И сказал Бог в Тройческом Совете: и сотворим по образу Нашему [и] по подобию Нашему человека. И сотворил Бог по образу Своему» (См. Быт 1:26-27). Человеческое тело сотворено Богом с особым вниманием и заботой. Весь человек получил благословение Божие, поэтому в его телесной природе нет ничего дурного или греховного. По слову преподобного Серафима Саровского «Земной человек превосходил всех животных земли, как венец творения, но не имел еще Духа Святого, возводящего его в богоподобное достоинство (Дог. богословие стр. 212).

Бог есть Любовь, и только через Свою величайшую любовь, которая простирается над всеми в целом и над каждым по отдельности, всенародно показана Им на кресте. Сын Человеческий, Сын Божий, распростер божественные руки всем – к тем, кто плакал у креста, к тем, кто убежал из Гефсиманского сада в испуге перед страхом смерти, и даже к тем, кто поносил Его и смеялся над Ним, и всем тем, кто требовал знамения, говоря: «если Ты Христос, спаси себя и нас, других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (См. Лк. 23:35-39).

Но, являя чрезвычайную кротость, Иисус смотрел с креста на всё человечество, и произнёс несколько глубочайших слов: «Отец Мой Небесный! Не поставь им греха, ибо не понимают, что творят» (См. Лк 23:34).

Даже в смертный час на кресте любовь присутствовала с Ним. Поэтому Господь и говорит: «возлюби Бога всем сердцем, потому что Бог нас возлюбил прежде, нежели мы Его». Сердце наше пока живое, оно стучит, и в нашем теле теплится жизнь. Человек рождается и растёт – так и любовь, родившись, должна расти, преумножаться и любить Бога, потому что прежде Бог возлюбил нас. Чистая, искренняя любовь, должна быть от сердца – тогда это и есть исполнение Божией заповеди.

Также Господь говорит о заповеди любви: «возлюби Господа Бога твоего всею душою». Душа это вечность, и любовь наша к Богу должна быть вечная. Не тогда только, когда нам хорошо и Бог помогает нам – но стоит поколебаться семье, сбиться с ритма – куда девается любовь? Вместо любви появляется недоверие, может быть и злость… Тогда какая же это любовь?.. Апостол Павел говорит: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (См. 1 Кор 13:4-8).

Господь говорит: «возлюби Бога и всем разумением твоим» – ведь человек создан свободным по воле и наделён разумом, который в праве может использовать для спасения, а иногда для своей погибели… В связи с этим Господь Бог произносит законникам и саддукеям, а в их лице всем остальным первую и наивысшую заповедь любви. Наш ответ Богу – благодарность за всё: за сегодняшний день, за свет и тепло, за то, что ходим, дышим и живем на этой земле! Бог сделал человека царем и управленцем всего. После того как земля покрылась роскошной растительностью, воды наполнились рыбами и морскими гадами, воздух – птицами, леса и поля – зверями, а земля стала как бы одним громадным и чудным чертогом, который уже ожидал входа своего царя – человека. Созидает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и повелевает всем тварям быть под его властью и управлением.

Вторая заповедь подобна первой, – говорит Господь, – «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Кто из нас доподлинно выполняет эту заповедь?.. Я думаю, что во всём городе найдутся единицы, чтобы так любили ближнего, как самого себя.

Время, в котором мы живём и дышим, отпущено нам для того, чтобы мы научились жить по этим заповедям. Ведь, как сказал царь Давид: «семьдесят лет, если же в силах – восемьдесят лет» (См. Пс 89:10). Мы должны осознать, оценить, разделить, понять, что нам действительно нужно: материальные временные блага или спасение и вечная жизнь? Душе хлеб не нужен, хлеб нужен телу – но тело ложится в землю и погребается землёй. Душе нужен хлеб духовный, а духовный хлеб это есть исполнение заповедей Божиих, и одна из них сегодня была нам прочитана.

«Посмотри на себя, – так ли ты живешь? Так ли ты отдаёшься ближнему своему? Так ли ты заботишься о нём, как заботишься о себе? Так ли ты исполняешь заповедь, которую Я дал?..» – скажет нам Господь!

После этого, Он задал им сложный вопрос: «что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов». Тогда Господь говорит им: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, дондеже положу враги Твоя подножие ногам Твоим». Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» Этими словами Господь не отрицает, что Он – Сын Давидов, но раскрывает, что Он не простой человек, происшедший от семени Давидова.

И никто из книжников не мог дать на этот вопрос своего ответа; и с того дня перестали искушать и некто не смел спрашивать Его.

Аминь.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи, всех вас, сохрани на многая и благая лета. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин и воскресным днём.

Напоминаю, что сегодня вечернее богослужение с чтением акафиста Петру и Февронии в 16:00.

На неделе служба: в понедельник вечерня в 16:00, во вторник – 8:00 – начало Божественной литургии, память Архистратига Божия Михаила, чудо, которое совершилось в Хонех.

В среду вечерня в 16:00 – Всенощное бдение с освящение пятью хлебами. В четверг – 8:00 – начало Божественной литургии, один из двенадцати величайших праздников – Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери «Умиление», вечерня в пятницу в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

В субботу вечерня в 16:00, и в воскресенье (я напоминаю, что воскресенье это малая Пасха) – 8:00 – начало Божественной литургии.

Обращаю ваше внимание на то, что сегодня церковь приобрела икону, подарок нашему храму. Эта икона работы греческих монахов и покрыта серебром. Всё это сделано для того, чтобы икона могла храниться в храме не одну сотню лет. Серебро имеет свойство не пропускать кислород, следовательно, икона не будет портиться. Господь сподобил Андрея быть в святых местах на греческой земле. Эта икона привезена с острова Корфу, город Керкира. Удивительно – но на протяжении сотен лет мощи святителя Спиридона Тримифунтского лежат в гробнице храма этого города совершенно нетленны! Господь и меня сподобил быть на острове Корфу в городе Керкира у раки с мощами, первое что – на меня надели, – это епитрахиль и поставили совершать молебное пение. Открыли раку, сделали свободный доступ нашей паломнической группе к его мощам. Нетленные мощи источают особое благоухание! Это всё с тем, что дата христианской кончины святителя Спиридона датируется 348 годом от Рождества Христова. Удивительное чудо! Ещё при жизни он совершал чудеса, – жители того города обращались к нему за молитвенной помощью и получали просимое. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты. И даже тогда, когда душа его переселилась в райские селения, честное тело является совершенно нетленным, благодать Божия и по смерти сохраняет его.

Андрей, скажи несколько об этом святом.

– Приятно было, знаете, братья и сестры, когда были на Божественной литургии – сначала служба была на греческом языке, и потом (вёл службу еще и наш батюшка), когда читали «Отче наш», весь храм начал читать «Отче наш». Даже, я так вижу, что сами греки как бы удивились, потому что, мне кажется, там русских паломников было больше, чем, наверное, самих греков, присутствующих на службе. Видно было очень много наших паломников, со священством – люди очень почитают Спиридона Тримифунстского. Что самое интересное – температура тела мощей святителя до сих пор сохраняется 36,6°. Настоятель храма рассказывал, что тело при прикосновении имеет вмятину, потом со временем возвращается – то есть мощи имеют такую упругость.

Протоиерей Димитрий Осяк:

Благодарим Господа, что Господь сподобил тебя быть в этих святых местах.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

 















Лит. - Мф., 92 зач., XXII, 35-46.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.