ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!




Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

СОЮЗ

banner

Телеканал СПАС

Телеканал Дон Православный

Киноклуб Отечество

Сайт храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Ростове-на-Дону

Свято-Михаило-Архангельский храм. Приход г.Ростова-на-Дону

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону

Сайт прихода святых Жен Мироносиц

Свято-Казанский храм. г.Ростов-на-Дону




Воскресная проповедь 24.09.2017 Печать

24 сентября 2017 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (притча о талантах, Мф 25:14-30):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Спаситель рассказал им две великолепные, простые, но в то же время богатые назидательностью и дидактичностью притчи, и тем самым наставляет нас в бдительности и верности, предостерегает от опасности беспечной жизни. Он учит, как необходимо жить и поступать по совести, показывая пользу смиренномудрия, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен. Он приводит душеспасительный пример, говоря: «некий богатый человек, которому надлежало отлучиться из своего имения, отбывая в другую страну, призывает трех своих рабов. Одному из них дает на сохранение пять талантов».

Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант серебра – 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский равнялся – 43,59 кг, еврейский весил – 44,8 кг, персидский талант весил – 33,65 кг, торговый – 30,24 кг. Из вышесказанного видно, что сам талант является немалой материальной ценностью.

Не раздумывая, раб тот поспешил и серебро господина употребил в дело. «Получивший пять талантов пошел, употребив их в дело и приобрел ими другие пять талантов».

Призвав второго – вручил ему два таланта. А третьему, неключимому рабу, дал всего один талант. Зная их способности, каждому дал, как говорит евангелист, противу их силы, в соответствие с их возможностями; и удалился на долгое время.

Следует понимать под талантами, которыми Господь наделяет каждого человека, например, здоровье, способности, материальное благосостояние, физические и духовные дары, которые в руках христианина могут и должны умножаться – вот нравственный идеал, к которому должны мы стремиться. Самое главное и необходимое в деятельности благих и верных рабов – это отдание своего сердца Богу таким образом, чтобы, куда бы мы ни пошли, в каком бы круговороте ни вращались, всюду бы служили Богу.

В Евангельской притче говорится, что по прошествии времени господин пребывает в свой родной дом. Вместе с тем, он призывает рабов, которым он давал на сохранение свои ценности, требуя от них отчета. И тот, который получил от своего господина пять талантов, сказал: «господин! ты мне передал пять талантов; за время твоего отсутствия я их умножил, приобрел этими еще пять талантов». Господин ответил: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Затем обращается к слуге, которому доверил всего два таланта. И он сообщил господину, что за время его отсутствия и он двумя талантами приобрел также еще два таланта. Господин сказал: «хорошо! в малом ты был мне верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Наконец, он приглашает на ответ последнего: того раба, который получил на сохранении всего один талант. И последний раб дал такой отчет: «господин! я знаю, что ты человек жестокий, ибо пожинаешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. Убоявшись, закопал твое серебро в земле; возвращаю тебе твое серебро».

Иисус обвиняет в неверности и лености того из трех рабов, который получил меньше всех, но больше других навлек на себя праведный гнев господина своего. Раб, получивший один талант, это не только бедные. Таланты, как уже сказано, это не одни только материальные блага, но все те дары, которыми Господь наделяет человека. То, что он получил, послужило бы в руках другого исходным пунктом для великой будущности, так как на один талант возможно приобрести два, а на эти два – другие два…. Христос не только не полагает предела в делании, не ограничивает развитие дара, но всем открывает обширный и прямой путь бесконечного совершенствования. Но получивший один талант видит только то, чем обладают другие, и ему кажется, что он ничего ни получил. По его мнению, господин забыл его, он жестокий человек, он жнет, где не сеял, и собирает там, где не расточал.

В итоге, Господин ответил ничтожному рабу: «Если ты знал, что я жестокий, и собираю там, где не рассыпал, и пожинаю там, где не сеял, посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью», тебе ведь вдвойне нужно было потрудиться, потому что ты знаешь, что я буду строго спрашивать с тебя». Речь идет о силах нравственных, о нашей способности нести то или иное бремя. Полного равенства нет в природе и в окружающем нас мире, потому что оно выглядело бы скучно, или безобразно. Если сравнивать между собою множество листьев одного дуба, то не найдется среди них и двух, которые были бы тождественны или имели разветвления главных нервов.

Притча заканчивается тем, что господин изрек суровый приговор лукавому рабу: «возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, а у неимеющего отнимется  и то, что имеет; а неключимаго раба бросьте во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов».

Спаситель, сказав это, добавил: «кто имеет уши слышать, пусть слышит!»

Аминь.


Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Всех вас с воскресным днём.

Сегодня вечернее богослужение с чтением акафиста в 16:00, а на неделе служба: во вторник в 16:00 Всенощное бдение с освящению пяти хлебов, в среду начало Божественной литургии в 8:00. В среду воспоминание великого события – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Крест Господень, на котором был распят Иисус Христос, был закопан глубоко под землёй, а на этом месте стояло языческое капище языческой богини Венеры. И представьте, на этом месте почти три столетия совершалось языческое жертвоприношение. Пути Господни неисповедимы, и на это была воля Божия. В начале VI века, когда во главе народа и всей Римской империи сделался единодержавным правителем император Константин, он-то и направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену, снабдив ее большими полномочиями и письмом к патриарху Макарию. После продолжительных усилий, на месте бывшего капища на большой глубине были обнаружены пещера и Гроб Господень, и найдены все три креста, а также дощечка с надписью Пилата и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Удивительным способом проверили, где есть Крест Господень. Вместе со Христом распинали и двоих разбойников, но какой из них Крест Христов, было неизвестно. Патриарх Макарий предложил поочередно возлагать кресты на покойника, которого проносили мимо. Когда водрузили Крест Христа Спасителя на умершего, к нему вернулась душа и жизнь возвратилась. Об этом событии свидетельствуют тысячи и тысячи, они убежденно кричали «животворящий Крест найден». Из-за огромного стечения народа невозможно было всем жаждущим видеть Крест – и тогда стали поднимать (воздвигать) Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. От этого события и родилось название – Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В Церкви этот праздник считается двунадесятым (один из двенадцати).

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста, вечерня в пятницу 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. Вечерня в субботу в 16:00 и  воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии. 

Братья и сестры, социальный отдел Восточного благочиния напоминает нам о том, что раз в месяц мы собираем материальные средства для Кафедрального Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Много раз я говорил и сегодня напоминаю, что в главном соборе нашей Ростовской епархии ведутся реставрационные работы.

В 1993 году через Царские врата Кафедрального собора во время Божественной литургии меня ввели в алтарь и на мое плечо поверх стихаря надели орарь – посвятили (рукоположили) в сан священнодиакона. В этом же 1993 году, через 4 дня орарь положили вокруг моей шеи – таким образом орарь, свернутый вдвойне, – есть епитрахиль, а меня возвели (рукоположили) в сан священника. Это событие совершилось в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в «лихие 90-е», как мы сейчас говорим. Собор мне очень дорог и поэтому я призываю вас – Кафедральный собор должен быть лучшим собором нашей епархии, и мы должны оказать ему помощь в реставрации, чтобы наши дети, внуки могли также молиться в соборе, а кто будет достоин – примет из рук архиерея сан диакона или священника, осознанно станет служителем Бога.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

 









Евангельское Чтение

Ряд. (под зачало): Мф., 105 зач., XXV, 14-30.

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"