Воскресная проповедь 5.11.2017 Печать

5 ноября 2017 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (притча о богаче и Лазаре, Лк 16:19-31):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Чтобы достучаться до людских сердец, Иисус прибегает к великому учению Словом, которое называется притча. И сегодняшнее евангельское наставление, которое вы сейчас услышали, вдохновляет нас на то, чтобы мы, имея обычные материальные блага, не привязывались к ним всем своим сердцем. Господь не говорит о богатстве как о каком-то зле, Он говорит о пристрастии к богатству или влечении к нему. Говорит о таком опасном деле, что, когда ум заполняется одним желанием обогатиться, тем самым человек обрекает себя на страдания, которые испытывают многие люди: они думают сохранить всё, что имеют, и иметь больше, но забывают главное: забывают, что всё оставят здесь (где есть сердце ваше, там будет и душа ваша). Повторюсь: не богатство губит человека, а неправильное отношение к нему. Сердце должно быть свободным для Бога, только Его искать и к Нему стремиться, и тогда никакое богатство не будет помехой на этом жизненном пути.

Состоятельный человек может иметь большие стяжания, но видя нужду другого человека, проявляет сострадание и милосердие к нему, от своих щедрот дарует – тогда это богатство никаким образом не сможет погубить состоятельного человека. А иной, имея копейки в кармане, но не имеет нищелюбия, добродетели, сострадания к подобным себе, и даже не стремится к этому. Преподобный Серафим Вырицкий был миллионером в мирской жизни, но это не помешало ему стать святым.

И чтобы достучаться до людских сердец, Спаситель говорит евангельскую притчу, которая сейчас была зачитана на богослужении.

Некий человек был богатым, одевался в порфиру и виссон, ежедневно блистательно пиршествовал. Не просто хорошо кушал, но имел возможность с лихвой это делать ежедневно, «блистательно». Виссон – тонкая льняная ткань, нижняя одежда, а порфира – верхняя торжественная одежда, причём он менял одежды ежедневно. И такой порядок его  жизненного поприща был ежедневным. А между тем у ворот богача лежал нищий Лазарь: человек больной, весь покрыт струпными и гнойными ранами. Он лежал в терпении и с одной надеждой, что после блистательного обеда богача обязательно вынесут к воротам остатки продуктов, их выбросят на дорогу, и этими продуктами будут питаться бездомные собаки, а вместе с ними и нищий Лазарь.

Господь говорит: «Умер Лазарь и Ангелы вознесли его на лоно Авраамово. Умер и богатый, и его погребли. И будучи в аду, в муках, он возвел свои глаза на небо и увидел Авраама, а вместе с ним и Лазаря на лоне его, и так как сильно страдал, он сказал: прости меня, отче Аврааме! Позволь Лазарю омочить палец в воде и прохладить мне язык, сильно страдаю я от пламени этого. На что Авраам ответил: вспомни, чадо! ты получил в своей жизни благое, а Лазарь – злое; теперь Лазарь торжествует, а ты страдаешь; и между нами и вами огромная пропасть, так что отсюда к вам перейти не могут, и от вас к нам также не переходят».

Тогда богач сказал: «Отче Аврааме, я имею пять братьев; позволь, пусть Лазарь придет в дом наш и засвидетельствует, чтобы братья мои не пришли также на место мучения».

Сказал это потому, что только в страданиях стал понимать, как неправильно жил – а ведь его спасение лежало у его собственных ворот… Из Евангельской вести давайте вспомним, когда Христос исцелил слепорождённого (Ин 9:1-38). Сколько проходил человек этот по земле израильской, протягивая руку к прохожим, прося милостыню. Ему подавали, так как рожденный слепец зарабатывать на собственное пропитание не мог. Господь сказал ему, сказал ученикам, что «не грехи его и не грехи родителей, но слава Божия должна просиять на нем», затем Он плюнул на землю и из плюновения, из дорожной пыли, сделал грязь (мазь). Иисус помазал ему глаза и сказал: «пойди, умойся в Силоамской купели».

Слепорождённый даже не мог и мечтать, что когда-нибудь сможет видеть. Какая-то дорожная грязь, по которой он ходил не один десяток лет, была ему Спасителем положена на веки. Слепец, не спеша, но знакомой ему дорогой пошёл к Силоамской купели. Умыв своё лицо, получил исцеление. Он делал это с верой в слово – и не остался без награды, вера спасла его.

Также из сегодняшней притчи понимаем: спасение богача лежало у его собственных ворот. Что стоило богачу проявить к нищему Лазарю милосердие и сострадание?.. Помогая нищему, богач получил бы большую возможность оправдаться перед Богом делами милосердия, но, увы, он не воспользовался такой возможностью.

Он попросил Авраама, чтобы тот послал Лазаря в дом его братьев. Когда братья увидят покойного, покаются и уверуют, – так сказал богач.

Авраам ответил: «Они имеют Моисея и пророков; пусть слушают их».

Он сказал: «нет, отче Аврааме, только если мертвый воскреснет».

И Авраам снова сказал: «если Моисея и пророков не слушают, то даже если бы кто из мертвых воскрес, не поверят».

Аминь.

 





















Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 83 зач., XVI, 19-31.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.