Воскресная проповедь 12.11.2017 Печать

12 ноября 2017 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил клирик храма иерей Игорь Козуб. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении гадаринского бесноватого, Лк 8:26-39):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь представляет нашему вниманию отрывок из Евангелия по апостолу Луке о бесноватом из страны, которую историки называют Десятиградием – восточная сторона озера Геннисаретского, куда Господь прибыл с учениками.

Эта страна не считалась страной Иудейской, ибо это были десять свободных городов, в которых жили и язычники и Иудеи. Иудеи селились там, чтобы заниматься торговлей, в том числе через выращивание нечистых животных. И вот, в этой стране, по всей вероятности, были такие условия, где люди впадали в нечестие, то есть создавались такие условия, когда для спасения души необходимо было попущение Божие – вселение дьявола в человека. Так оно и происходило в тех местах; были такие кладбища в виде пещер, где жили люди, одержимые бесами. Евангелие от Матфея говорит нам о двух бесноватых, Лука говорит об одном. Наверное, об особенном бесноватом, который был известным человеком в городах Десятиградия и особенно страшным, которого боялись люди. И, по всей вероятности, была тому причина, почему бес вселился в этого бесноватого; даже не один бес, – как мы помним, целый «легион», – так ответили Господу бесы, вселившиеся в несчастного, когда Господь испросил имя духа злобы. Это примерно шесть тысяч по количеству, если опираться на исторические факты о легионе римских воинов. Множество бесов вселилось в этого человека.

Мы помним, Господь исцеляет его. Совершенно исцеляет, позволяя бесам вселиться в стадо свиней, которое и было, в общем, этим неправедным бизнесом народа, жившего в Гадаре и в Гергесе – в их городах при море Тивериадском.

И вот бесноватый, обрадовавшись своему состоянию, своему исцелению, имея страх, что опять такое с ним случится, он говорит: «Господи, я пойду с Тобой, буду всегда с Тобою рядышком, чтобы видеть Тебя и иметь от Тебя опять такую помощь, если что опять такое случится со мной».

Кроме того, он ещё понимал, что он стал причиной того, что огромное стадо, которое могло принести доход его согражданам, из-за него погибло и этим лишило дохода множество его земляков.

Но Господь говорит ему: «Ты должен остаться здесь. И, будучи местным человеком, из-за которого такое случилось, проповедовать это событие, эту радость, которую тебе дал Бог – освободив от той болезни, духовной болезни, которая была у тебя».

Этот отрывок – один из многих парадоксальных эпизодов Евангелия. Господь ставит в нашем сообществе, в сообществе христианском, да и в нашем современном православном сообществе, людей для свидетельства о Себе, которые, с нашей точки зрения, недостойны: где-то в чём-то они больны, где-то в чём-то они – причины наших земных притеснений, они лишают нас какого-то дохода, или какого-то душевного спокойствия. Так и было с гергесинцами, которые, увидев своего земляка, имели его всю жизнь, имели себе обличением, обличением в том, что они отвергли Бога и, вместо Него,   приняли свою привязанность к спокойствию и к финансовому благополучию, которого Господь их лишил.

Исцеление бесноватого есть для нас пример видеть в каждом человеке посланца от Бога. Мы всегда имеем какие-то «свиные» привязанности, и Господь в нашей жизни, забирая у нас бесов наших, бросает их в море вместе с нашими привязанностями. Но только у нас появляется желание остаться на нашем нечестивом пути, мы даём для духа злобы возможность вернуться в наше сердце. Может, уже и свиней не будет, то есть дохода нашего не будет, но плач о нём, да и отвержение этого пути, который Бог нам даёт, остаётся в нашем сердце. И вот в таких условиях Господь нам посылает людей, подобно гергесинскому бесноватому, который напоминает нам, принося нам радость своего исцеления от досаждения бесов. Такие жизненные ситуации напоминают нам о Боге, и мы свои ноги поворачиваем на путь к вечности.

Помоги нам, Господи.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Поздравляю всех причастников с принятием Божественных Святых Христовых Таинств, всех с воскресным днём, с малой Пасхой. В этот воскресный день припадает память мучеников епископа Зиновия и сестры его мученицы Зиновии. Они были умучены в 285 году при очень хорошем, с точки зрения государства, императоре Диоклитиане. К тому времени было так всё хорошо налажено, что во всех областях Римской империи законы выполнялись скрупулёзно. В одной из областей, где был начальником Лисий, жили Зиновий и его сестра Зиновия. Они с детства были воспитаны в христианской вере, и после того как родители их преставились, Зиновий раздал всё своё имущество, благотворя нищим. Христианская община избрала его епископом, и он был наделён, по милости Божией, даром исцелений и чудотворений. И вот когда Лисий пришёл в город, в котором был епископом Зиновий, первым, кого он взял, был епископ этого города, и он кратко спросил его: «Выбирай», – предложил ему через краткий вопрос такой: «Выбирай, что ты хочешь: или жить, отрекшись от Христа, или умереть, оставшись епископом». На что Зиновий ему ответил: «Эта временная жизнь, если я откажусь от Христа, есть смерть; лучше мне умереть, пострадав за Него, и иметь жизнь вечную, чем остаться здесь, хоть видимо и живым, но на самом деле по душе и по жизни своей мёртвым».

Вот на такой краткий вопрос так кратко и чётко ответил благочестивый епископ Зиновий. Его распяли и мучили распятого на кресте. Видя его мучения, сестра его родная Зиновия тоже открыто исповедала Христа, она решила разделить с братом мучения и пострадать ради Господа. Так они были умучены при императоре Диоклитиане одним из начальников области Лисием.

Помоги, Господи, нам молитвами святых мучеников, всем Божьего благословения на предстоящую седмицу.

На предстоящей седмице службы состоятся: во вторник вечером в 16:00 накануне литургии, которая будет в среду. В пятницу молебен, и в субботу по обычаю литургия, также и в воскресение.

Помоги, Господи, всем.

 

 














Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 38 зач., VIII, 26-39.

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.