Воскресная проповедь 19.11.2017 Печать

19 ноября 2017 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил клирик храма иерей Игорь Козуб. По прочтении за богослужением отрывка из Евангелия, полагавшегося к чтению в сегодняшний день (об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира, Лк 8:41-56), батюшка обратился к молящимся с проповедью:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам отрывок, который многие из нас хорошо знают, яркий отрывок о том, как Господь исцелил дочь начальника синагоги – об этом нам говорят и Марк, и Матфей, и Лука.

Христос, вернувшись после исцеления бесноватого с восточной стороны Галилейского моря, попадает в среду, где Его знали лучше, чем нам том берегу. Его окружает множество народа, все Его теснят. И в этой тесноте Господь спешит, чтобы исцелить умирающую молодую девицу. Об этом просит не простой человек, но всем известный Иаир – начальник синагоги.

И вот Господь останавливается, спрашивает, в толпу задаёт вопрос: «кто прикоснулся ко Мне?»

Несколько дерзновенно Петр говорит Ему: «Господи! Ну как же, все прикасаются к Тебе в этой суете, о чём Ты говоришь?»

Рассматривая эту ситуацию, нужно себе понять, что Христос есть тот самый Бог, Который сотворил мир и сотворил время для существования этого мира, и, будучи истинным человеком, Христос ведёт Себя как человек, дабы мы не смущались, увидев то, что Бог знает, что было и что будет, обладая полнотой знаний по всей ленте времени. И вот, обладая этой полнотой знаний, о том, что же было с кровоточивой женщиной, о которой сегодня повествует Евангелие?

Христос почувствовал прикосновение веры этой женщины ещё до того, как она коснулась Его одежд своими руками.

Таковой женщине кровоточивой не должно было бы находиться среди народа, поскольку это считалось Божьим проклятием. Будучи в отчаянии, женщина видела только один выход – прикоснуться к этому Человеку, о Котором она решила, что это посланец от Бога, а возможно и Сам Бог.

И эта вера дала возможность сказать Христу: «Я почувствовал, что от Меня вышла сила».

Это не означает, что Господь что-то потерял, ибо как и учитель, обучая своих учеников, передаёт знания, при этом не теряет своих, так и сила Божия – она безгранична, цельна, всегда существует с Богом.

И вот в это замедление, в процессе этого диалога с кровоточивой женщиной, когда Господь явил её веру перед всеми, приходит слуга начальника синагоги и говорит Иаиру: «Нечего утруждать тебе Учителя; ибо дочь твоя всё-таки умерла». Он говорит: «Мы не успели прийти вовремя, дочь твоя умерла».

И вот этот же Бог, обладая знанием по всей ленте времени, милостиво предупреждает слова Иаира, у которого, по всей вероятности, была вера не таковой внутренней и сильной, как у кровоточивой женщины. Он не даёт ничего сказать Иаиру, предупреждает его слова, говорит: «не бойся, только веруй». И, придя к месту, где была покойница, сообщает Иудеям известную им истину, что девица не умерла, она спит (Мк 5:39), ибо это воззрение Иудейское о временном сне смерти присутствовало, и вместо того, чтоб согласиться с этим, верующие в Единого Бога Иудеи смеются: «Как же так, она спит? – она умерла, вот».

Но именно этим самым Господь, обладающий знанием по всей ленте времени, предупреждает ещё одно возможное заблуждение, ведь могли бы потом сказать: «Она всё-таки была жива, она была в летаргическом сне», но Господь даёт возможность этим же людям утвердиться, что она действительно умерла, – они сами об этом Ему говорят.

И тогда Бог берёт с Собой самых приближенных учеников, мать и отца девицы, и говорит простые слова, которые апостол Марк нам доносит: «талифа куми». Это слова, которые означают: «девица, встань», и этот звук нам доносит апостол Марк, звук тех слов, которые именно и произнёс Христос (См. Мк 5:41).

Здесь опять Господь проявляет Своё милосердие к народу, скрывая от него действительность Своих чудотворений, ибо не для того пришёл в мир, чтобы Его прославляли как великого чудотворца и соделали царём; Он пришёл привести в Своё Вышнее Царство всех нас, поэтому Он скрывает чудо исцеления дочери Иаира и повелевает апостолам Петру, Иакову и Иоанну, которые были с Ним, не говорить ничего об этом, ибо такой негативный опыт, когда люди, заблуждаясь, путая Царя Небесного с царём земным, хотели воздвигнуть Его на трон, когда получили множество хлебов в пустыне (См. Ин 6:15).

Господь, зная наши слабости, скрывает Своё Божественное всемогущество, которое мы присваиваем к этим земным нашим нуждам, а Его величие Царя Небесного принижаем до обычного земного властвования.

Поэтому никто не узнаёт в это время, что же на самом деле там произошло.

Господь медлил перед тем, как идти для исцеления; но медлил Он с одной целью: чтобы укрепить веру окружающих и веру Иаира.

Мы все, окружая Христа, прикасаемся к Нему, но вот той внутренней веры, которая была у кровоточивой, нам часто не хватает, и поэтому наши великие нужды остаются как бы неслышимы Богом.

Исполнение этих нужд иногда соделывает для нас из Царя Небесного царя земного, это принижает и нас и нашего Бога, поэтому Христос воздвигает часто нам из нашей же среды кровоточивую женщину, которая в отчаянии даёт нам пример такой веры, веры в Царя Небесного.

Господь так ведёт нас к этому Своему Царству, обладая знанием всей нашей жизни, держа нас за руку каждое мгновение, и даруя нам эти примеры такой чистой, отчаянной веры, которая не смотрит ни на какие предписания законные, а пользуется только надеждой на любовь Божию.

Помоги нам, Господи, в надежде этой на любовь Божию.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Страшных Таинств, всех с днём памяти святителя Павла, патриарха Константинопольского. Его исповедничество, его мученическая кончина пришлась на середину IV века, в 340 году он был мученически убит в месте ссылки своей, в Армении теперешней.

Церковь – всегда есть живой организм, и как организм жив, когда он движется, работает, претерпевает какие-то невзгоды, так и Церковь, но в совсем другой координате – в духовной координате, живая, сильная, великолепная, – когда, как это ни странно, она претерпевает гонения, ибо тогда остаётся то самое вечное и Божественное, которое жизнеспособно и, несмотря, на гонения и умерщвления, живёт не только в вечности, но и на этой земле проповедует эту вечность и являет силу этой Божественной вечности.

Вот святитель Павел, он, несмотря на окружающее его православие, столкнулся с проблемой ереси, ереси арианской, и которой были привержены властители, тогдашние властители Византийской империи, и, обладая властью не духовной, но земной, неудобного патриарха отстранили. Отстранили один раз, – по милости Божией он был опять восстановлен на престоле, потом отстранили и второй раз, – и в третий раз сослали. Но его сердечная борьба за Истину, которая есть Бог, никогда не прекращалась. Этим исповедничеством он жил, и в этом исповедничестве он мученически и скончался на Кавказских горах.

Помоги, Господи, нам его молитвами прежде всего помнить, что качество нашего внутреннего стояния перед Богом есть готовность сопредстать вместе со святыми. Если такой готовности нет, сколько бы мы ни старались из себя выжать что-либо – получится только внешнее, которое никак не соединяется с Божественным и с вечным. Помоги нам, Господи, это, наверное, не очень просто в современных условиях, но, вспоминая такие имена, как мы сегодня вспоминаем, нам приходится всё равно сравнивать качество своей веры с качеством веры исповедников, которые и сто лет назад себя проявили, и сейчас тоже проявляют себя.

Помоги, Господи, нам.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

Можно сказать о том, что, вспоминая и сегодняшний день, память Павла исповедника, патриарха Константинопольского, – идя в вечность, этот человек думал о моменте, текущем моменте временной жизни, и этот момент всегда самый истинный и самый важный для человека. И вот, в наше время такое прекрасное совпадение: есть возможность строить храмы, и эта возможность совпадает с желанием и с необходимостью. Сегодня мы собираем пожертвование для возведения и восстановления Кафедрального собора. Если задуматься немножко, пройдёт некоторое время и такой возможности не будет. И вот пока есть такая возможность, помоги нам, Господи, хорошо поразмыслив, вложить свою теперешнюю любовь в свою будущность в сопребывании с Богом, в свою вечную любовь и сопребывание с Творцом Вселенной. Оставив после себя какую-то часть этой любви через пожертвование, – казалось бы, в бездушных камнях, но в этих камнях будет наша любовь и наша просьба молиться о нас и возможность молиться для наших детей.

Помоги, Господи, нам всем. 

 















Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 39 зач., VIII, 41-56.

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.