ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!




Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

СОЮЗ

banner

Телеканал СПАС

Телеканал Дон Православный

Киноклуб Отечество

Сайт храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Ростове-на-Дону

Свято-Михаило-Архангельский храм. Приход г.Ростова-на-Дону

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону

Сайт прихода святых Жен Мироносиц

Свято-Казанский храм. г.Ростов-на-Дону




Воскресная проповедь 17.12.2017 Печать

17 декабря 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери "Умиление" возглавил клирик храма иерей Игорь Козуб. По прочтении за богослужением отрывка из Евангелия, полагавшегося к чтению в сегодняшний день (об исцелении десяти прокаженных, Лк 17:12-19), батюшка обратился к молящимся с проповедью:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня в воскресный день Святая Церковь нам предлагает два отрывка евангельских о вере. Первый отрывок – Евангелие от Луки о десяти людях разной веры, но объединенных одним и тем же несчастьем – неисцелимой болезнью.

Христос шёл по пустынным местам между двумя областями – Самарией и Галилеей. И на входе в небольшое селение встретил десять прокаженных, которые были вместе объединены этим несчастьем – неисцелимой болезнью, проказой. Эти люди были изгнаны из общества по причине заразной болезни, которую засвидетельствовал священник. У каждого из них был шанс посетить священника второй раз, чтобы тот засвидетельствовал исцеление. Для этого они должны были увидеть – «да, вот, мы исцеляемся, пора идти к священнику, вот, мы совершенно очистились, можно идти к нему». Придя не очистившимся, можно было во второй раз получить изгнание. И вот, зная о Христе, они издалека, как положено было им по закону – и по закону естества (так как можно было заразиться этой болезнью), издалека они просят Христа: «Наставник! – так они к Нему обращаются, присваивая Ему особые свойства Господские. – Наставник! Исцели нас». Это единственное, чего они желают.

И вот Господь, идущий с учениками, не при всех людях творит исцеление, но просто возвещает несчастным: «Идите к священнику и покажитесь ему». И тем самым сподвигает их к первому шагу веры – когда они, ещё не видя своими глазами исцеление, полностью доверяя Богу, идут ко священнику, каждый к своему: Самарянский к своему, Иудеи к своему, и вот на пути, обладая этой надеждой на исцеление, они видят, что надежда их осуществляется: они исцеляются совершенно, очищаются от этой заразной болезни, и все получают это удивление и поражаются этим. И спешат, так, как повелевает им Иисус, спешат к священнику.

Только один, поразившись этим, возвращается, чтобы поблагодарить, ничего не боясь.

И тогда, когда Господь встречает этого иноплеменника-Самарянина, Он упрекает девять не пришедших поблагодарить и говорит ему: «вера твоя спасла тебя».

Ну как же, – те же девять тоже исцелись? И они шли, вооружившись своей верой, ничего не скрывая. Но именно этому иноплеменнику Господь присваивает второй шаг веры: вера, которая рождается из благодарности.

Вот примерно такая пропорция благодарности человеческой в этом мире и существует, и Сам Бог её подтверждает, спрашивая благодарного: «А где же девять? не все ли исцелились?»

Такая пропорция и в человеческом соотношении, и в жизни каждого из нас.

То есть, благодарим один из десяти. И мы, каждый из нас, благодарит один раз – (хорошо, если один раз!) – из десяти случаев, в которых Бог посылает нам Свои благодеяния.

Да, хорошо, когда благодеяния, и мы имеем логичный повод благодарить. В то же время понимаем: Бог, Всемогущий Создатель Вселенной, в благодарности-то не нуждается. Он самодостаточен, Он всеблаг и всемилостив. Как солнце не нуждается в благодарности, но всё равно будет изливать лучи своего тепла на нас, так и Бог не нуждается в благодарности, поскольку Он по-другому не может, Он всегда изливает Свою любовь на нас, ибо это Его имя – Любовь.

Для чего же нужно благодарить? И особенно кажется нелогичным, для чего благодарить, если в нашей жизни бывают болезни, всяческие нестроения, да и неблагодарность детей; в конце-концов, войны и смерти… За что благодарить?.. Не нуждается в нашей благодарности Бог. И вот здесь мы, опираясь на координаты этого мира, земного мира нашего, забывая о вечности, мы оставляем эту земную логику нашей земной неблагодарности. Как благодарить за болезни и за нелюбовь? И вот этим своим отношением к Богу, Который есть Солнце, Который изливает благодать на нас, мы помещаемся в такое замкнутое пространство, в котором огромные окна, как в нашем храме огромные окна, через которые падает свет. Но наша неблагодарность покрывает эти окна изнутри толстым слоем грязи, и это солнце Божественной любви, эти лучи благодати через эту грязь не проникают. Наше сердце неблагодарное неспособно принять всё, что нам посылает Бог.

Ведь мы все в той или иной степени больны духовной болезнью, которая называется грех. Вот в этом случае наша благодарность, наша жертва Богу есть покаяние. Относительно невзгод и болезней, когда человек болеет телесно, так, одному человеку нужно попасть на курорт и в щадящем режиме, лежа в кровати, питаясь хорошо и совершая прогулки – так исцеляться. А кому-то другому, у кого воспалившийся аппендицит или гниющая нога, которую нужно отсечь, потому что это гангрена, нужна немедленная операция. Страдающий воспаленным аппендицитом, он нуждается в том, чтобы его прооперировали. Так можно себе представить – мы иногда, имея в себе такую смертельную духовную болезнь, просим: «Вот, Господи, отправь нас на курорт! Нам не нужно ни в реанимацию, ни наркоз, это не нужно нам, нам на курорт нужно».

Бог всемогущий и всезнающий, абсолютная Любовь, каждую секунду нашей жизни ведёт нас. Иногда ведёт по этой жизни нас скорбями, потому что мы нуждаемся в этих немедленных операциях скорби.

И вот, понимая, что Бог всемогущий и всезнающий есть Любовь, нам необходимо благодарить за каждую секунду, за каждую минуту нашей жизни и улучшать эту статистику – «один к десяти» – когда мы только в одном из десяти раз благодарим Бога.

Вот здесь, очищая эти «окна» своей души от грязи, мы открываем возможность Божественной благодати излиться в наше сердце. Представьте: если мы будем благодарить и за невзгоды, и за врагов наших, мы станем совершенно другими людьми, мы станем подобными Христу, и наше сердце будет воспринимать эту любовь и само будет способно дарить любовь.

Иоанн Златоуст об этом сказал достаточно просто, о благодарности, он сказал так: «Будем благословлять Бога за все хорошее – и хорошее останется. Будем благословлять Бога за все плохое – и плохое пройдёт».

Для христианина плохое пройдёт на все сто процентов, ибо наша жизнь – величайшая встреча с Богом. Если мы очистим «окна» своей души, своего сердца для того, чтобы иметь эту веру, веру Самарянина, пришедшего возблагодарить Бога, наша жизнь будет сиять этой Божественной благодарностью и сиять миром, изливать этот мир на всех окружающих.

Помоги нам, Господи, в этом молитвами святых.

 















Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 85 зач., XVII, 12-19 (Недели 29-й).

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"