Воскресная проповедь. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. 11.03.2018. Печать

11 марта 2018 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мк.,8:34 - 9:1):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

За несколько дней до Своего Преображения на фаворе и торжественного восшествия в город Иерусалим, остерегая учеников от фарисейской закваски, Христос на некоторое время пребывает в неверующей Вифсаиде. В городе - так называемом «дом рыбной ловли» расположенного на берегу Иордана, и где находился Спаситель. Туда подвели слепца, с тем, чтобы Он коснулся его.

В народе уже бродили злоречивые мнения, фарисеи и книжники из-за зависти и ненависти дышали злобой на Иисуса, «Он исцеляет силой Вельзевула, князя бесовского; Он Человек грешник, дающий зрение слепорожденному» - обозлено говорили они. И в этом коварном случае они привели слепца, а их вера в Спасителя была не чиста. Но ведь всё это Христос показывал для того, что бы они уверовали и спаслись.

Взяв за руку слепца, Господь выводит его из селения и потом уже исцеляет. Он плюет на очи его, возлагает божественную Свою руку на его голову, затем сказал: «Видишь ли что?» (Мк.,8:23). Слепец ответил: «Вижу проходящих людей, как деревья» (Мк.,8:24). Христос снова возложил руки на его глаза и велел ему взглянуть. Слепец в тотчас исцелился и стал ясно видеть. Спаситель сказал ему: «Иди домой, не заходи в селение, и ни рассказывай никому в селении» (Мк., 8:26). Сказал же для того, что бы дышащие ненавистью и злобой иудеи не подверглись большему осуждению на Иисуса, так как время Крестных страданий ещё не пришло.

Когда пошёл Иисус с учениками Своими в селение Кесарии Филипповой, дорогой Он спросил их: «За кого почитают Меня люди?» Они отвечали: «за Илью пророка; - другие говорят, что Ты Иоанн креститель; - а иные за одного из пророков». Как полагал Ирод царь, он говорил, что Иоанн по воскресении получил силу чудотворений, тогда как при жизни своей Иоанн не сотворил ни одного знамения, теперь он с большей силой проповедует. Христос спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мк., 8:29). И как всегда рыбак Пётр, обладающий горячностью чувств и смелостью прекословить, сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Спаситель же запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть» (Мк., 8:31).

Симон-Пётр обладающий пламенной и горячей душой, подчиняющийся более порывам сердца, чем голосу рассудка, стал прекословить Ему: «Господи, не должно этого быть. Зачем тебе умирать? Напрасно предавать Себя на смерть, когда можно и не страдать». Пламенно любящий Христа, Петр и мысли не мог допустить, что Христос сколько-нибудь пострадает. Со строгим упреком и суровыми словами Спаситель ответил Симону, которые нам понять очень сложно: «Отойди от Меня сатана». Сатана - значит противник. Господь, показывая, что страдание Его будет во спасение им и многим и что один сатана не хочет чтоб Он пострадал и спас людей. Называет Петра «сатаною» за его мысли, свойственные сатане, за то, что он не желал Христу пострадать, но особо прекословил Ему. Ты меряешь земным мерилом и не знаешь, что есть Божие, а что человеческое, - Сказал Спаситель.

Приняв от учеников Своих исповедание, что Он есть Истинный Христос, Спаситель подозвал народ с учениками Своими и говорит им о Кресте (Крестоношении), которое мы слышим из сегодняшнего Евангельского чтения: «Аще, кто хочет по Мне идти, отвергнись себя, возьми крест свой и по Мне гряди. Если, кто аще душу хочет свою спасти, тот погубит её ради Меня и Евангелия, т.е. откажется от удовольствий временных, жизнь выстроит по Евангелию, тот спасет ее». И какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит. Или что даст он взамен за душу свою?

Спасение не продаётся, его нельзя купить ни какими земными богатствами. Спасение заслуживается только через добровольное несение своего креста. Ученики и будущие апостолы услышали основной закон христианства – закон непримиримости его с миром зла и отсюда закон страданий, закон смерти и закон победы в воскресение.

И в заключение сказанного, Спаситель сообщил: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с ангелами святыми».

Аминь.