«Бог – абсолютное совершенство, всю земную евангельскую жизнь, являясь полным Богом и полным Человеком, человеческие силы по Своему человеколюбию и бесконечной благости тратит на то, что бы даровать своему творению быть причастниками славы Божией и восходить к единению с Ним» (Митрополит Филарет дроздов, пространный православный катехизис). Иисус пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию, пришел не к пасомому стаду, а к рассеянным овцам. Проповедовал евангелие бедным, оказывал милосердие погибшим, врачевал немощных и утешал страждущих.
И в сегодняшнем евангельском слове мы слышим свидетельский рассказ о четырех товарищах принесших своего друга, который был парализован болезнью, лежал на одре в расслаблении на протяжении долгих мучительных лет, и именно этого страдальца принесли к дому Петра. Он уже потерял всякую надежду на выздоровление, но друзья несчастного, найдя невозможным пробраться к Спасителю через толпу, взобрались на крышу. Раскрывают кровлю дома, вынув несколько рядов черепицы и спускают на воловьих жилах расслабленного на его собственной постели прямо перед тем местом, где сидел Христос. С глубокой внутренней надеждой в Иисуса посланника Божия, что без всякого труда исцелит их товарища прикосновением Своей руки, - они совершают этот необычный акт. Спаситель удивился непоколебимой смелостью их веры и необычным поступком их встречи со Христом.
Господь явил Свою силу и удостоил больного более богатого блага, чем тот ожидал. Чтобы прекратить эти страдания, прежде всего, следовало исцелить расслабленного от душевной болезни и поэтому, как бы откладывая дело телесного исцеления, Он сказал страдальцу: «Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи» (Мф., 9:2).
К сожалению, мы сами часто забываем или вовсе не замечаем, что грешим. И не думаем о том, что нам предстоит держать ответ перед Творцом. Буквально вчера Церковь прославляла день Рождения Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна, в народе его называют проповедником покаяния. Он, потрясая сердца народов, взывал: «Покайтесь, ибо приближается Царствие Небесное». Вот в чем был залог и предмет его деятельной проповеди, который иногда звучал гневом и негодованием. Подобный горящему светильнику, Иоанн крестил Иерусалимлян и жителей десятиградия в реке Иордан, призывая их к покаянию и очищению. Очищая, он предуготовлял народ к царству, которое приближалось, встречей с Тем, Который всегда был впереди его, потому, что Он был прежде его.
Нам дано время для покаяния, но мы часто забываем, что здесь делаем и какие имеем способности приобщаться к Богу. Почему же мы богатеем грехами и творим беззаконие, считаем, что всё происходящее вокруг нас, это в порядке вещей, и с этим можно легко и просто жить? Небесный Отец даёт нам способность воспринимать и усваивать благодать, которая присутствует в человеческой личности. Она служит нам духовным возрастанием для укрепления воли и нравственного развития. Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на Божественное повеление полным самоотречением. Человек добровольно подчинился всем страстям, которые, по апостолу, действуют в мире: похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин., 2:16). Но нам дана возможность через Сына Человеческого причащаться Святых Таин, чтобы очиститься от собственных грехов. А когда найдем в себе порок или изъян, необходимо спешно приложить все силы, с чувством самоосуждения смиренно исправлять себя.
Так, в сегодняшней Евангельской вести Иисус сказал страдальцу: «Прощаются тебе грехи твои». А между тем фарисеи и книжники, обмениваясь взглядами, производили неблагоприятное впечатление на присутствующих. Выражением своего гневного неудовольствия мыслили худое, а в сердцах своих высказывали клевету, которой были переполнены их сердца: «Он богохульствует! кто может прощать грехи, кроме Бога?» (Мф., 9:3).
Спаситель посмотрел на их помышления и сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо, что легче сказать, прощаются тебе грехи, или сказать, встань и ходи?» (Мф., 9 4:5). Действительно можно ли сказать первое, не имея возможности знать, прощены грехи или нет? И тем более сказать последнее и дать силу своим словам без силы свыше?
Обращаясь к книжникам и фарисеям, Спаситель говорит: «но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи!», говорит расслабленному: «Встань! Возьми постель свою и иди в дом твой» (Мф., 9:7). Спаситель совершает чудо. На глазах всех, чтобы ни кто не упрекнул Его, сказав, что это было призрачно. Перед лицом всего восседавшего народа, тот который лежал не один десяток лет, в мгновение ока исцелён, в его смущенную душу водворяется мир. В расслабленные члены, словно электрический ток вошла исцеляющая, оживляющая, укрепляющая жизненная сила. Человек, которого нельзя было пронести в дом больным, без посторонней помощи выходит из него.
Подобную божественную силу (энергию) помощь Божию, прочувствовали пророк Захария и праведная Елисавета. Сколько лет праведники терпели поношение от своих близких, сотоварищей, церковников, от тех с кем плечом к плечу доводилось молиться Богу в Иерусалимском храме. Их семейная жизнь была украшена всеми жизненными добродетелями. Проводя непорочное поприще, Елисавета была неплодна и потому страдала от бездетности. Они вместе горячо молились Богу и за их веру, Бог дал им великое чудо.
И в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышим, как Спаситель за веру товарищей исцелил расслабленного. Народ дивился увиденному, обмениваясь взаимными восклицаниями изумления, говорил: «посетил нас Господь! Ибо впервые мы видели чудные дела, чего раньше никогда не видали».
Аминь.
|