Воскресная проповедь. Неделя 14-я по Пятидесятнице. 2 сентября 2018 года. Печать
IMG 20180902 101225

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Притча о званых на брачный пир, Мф 22:1-14)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

В Иерусалимском храме, окруженный толпой Спаситель сказал Свою речь на понятном, а главное доступном языке народа. Произносит предостережение - притчу всем слушающим Его, кто нуждается в Его назидательном и возвышенном слове. Тем же, кто искал подвох в Его словах и жаждал мщения, навлекали на себя погибель, повергались в смущение и стыд от мнимого своего почтения и ложной вежливости. Страх сдерживал их, потому что для народа Христос еще был пророком Галилейским. Осталось уже несколько дней до того скорбного часа, когда им принесут известие, которое бросит в их сердца луч злобной радости. Иуда, собственный ученик Иисуса и один из двенадцати самых приближенных к Спасителю последователей, в Гефсиманском саду предаст Его им на суд и распятие.

 

Христос яснее, чем когда-нибудь обращаясь к фарисеям, саддукеям, законникам и первосвященникам, чтобы достучаться до их сердец добродушно сказал: Царство Небесное, подобно человеку Царю, который пожелал сделать брачный пир для своего сына. И послал рабов своих звать званных; всё приготовлено, столы пышно накрыты, откормленные тельцы заколоты. Идите и сообщите званным, что всё готово -  повелевает царь своим слугам.

brak2

Но приглашенные не стали даже слушать слуг царя, не обращая на них никакого внимания, продолжали заниматься обычными, повседневными делами. Пренебрегши царским зовом, неблагодарные пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою, а прочие, которым досадили слуги, учинили над ними расправу:  оскорбили, и убили их.  Снова Царь посылает других слуг, но с ними поступили так же. И разгневался владыка, послал воинов своих и предал неблагодарных лютой смерти, и город их сжёг. Тогда говорит рабам своим, трапеза готова, но званные не были достойны. Идите на улицы и переулки, пригласите всех кого только встретите. И исполнили слуги повеление царя, пригласили в брачный дворец всех кого встретили на пути: хромых, больных, злых и добрых.  И дом наполнился возлежащими людьми. 

                                            brak

Когда вошел Царь, замечает что один вошел в брачное общество в своем вретище, не приняв брачной одежды, как требовалось простым правилом приличия. Очевидно, такая одежда предлагалась всем приходившим. Приглашенные могли привести себя в порядок, надеть подобающую одежду в отведенной для этого случая комнате, поскольку их звали прямо с улицы.

Государь подошел и сказал: «друг! Почему ты не привел себя в порядок, как требовалось правилом приличия. И званый умолчал». Этот грубый, не в брачной одежде, нахальный и дерзкий гость, очевидно, не захотел воспользоваться царской милостью, не стыдясь Царя и гостей, явился на пир в своих лохмотьях.

Производя допрос недостойного гостя, Спаситель Своей притчей показывает иудеям, что Он человеколюбив и справедлив, а они были призваны, но не избраны. Столь очевидная по своей цели проповедь Спасителя, все больше озлобляла священников и фарисеев за их лгущее лицемерие, возмутительное неверие и слепую самонадеянность. Он взывал их к совести, а они дышали к Нему едва скрываемою ненавистью и готовы были схватить Его.

Заканчивая Свою притчу Спаситель продолжил: Тогда сказал царь слугам: «связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» (Мф., 22:13-14).

                                                                                                                                                                                                              brak3

Чему же эта притча научает нас? Прежде всего, говорит о том, чтобы мы с вами услышав зов Христа, мгновенно отозвались на него, ибо очень многое зависит от того, как откликнется «званный» на Божий призыв. И не уподобляться прочим неблагодарным с холодным сердцем, которые услышав зов Царя, не пришли на пир веры. Притча относится к тем, которые слышат призыв Церкви и Божественное служение, но у них дела по важнее. Вследствие своей важности спешат в торговлю, сад-огород, находят отговорки для своего оправдания. Слышите грозные и обличительные слова Царя, Он говорит, что Царство («брачный пир») «вбирает» в себя множество людей всякого происхождения (много званных), и они подлежат «отбору» (а избранных мало). 

Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 89 зач., XXII, 1-14.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.