Христос яснее, чем когда-нибудь обращаясь к фарисеям, саддукеям, законникам и первосвященникам, чтобы достучаться до их сердец добродушно сказал: Царство Небесное, подобно человеку Царю, который пожелал сделать брачный пир для своего сына. И послал рабов своих звать званных; всё приготовлено, столы пышно накрыты, откормленные тельцы заколоты. Идите и сообщите званным, что всё готово - повелевает царь своим слугам.
|
Но приглашенные не стали даже слушать слуг царя, не обращая на них никакого внимания, продолжали заниматься обычными, повседневными делами. Пренебрегши царским зовом, неблагодарные пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою, а прочие, которым досадили слуги, учинили над ними расправу: оскорбили, и убили их. Снова Царь посылает других слуг, но с ними поступили так же. И разгневался владыка, послал воинов своих и предал неблагодарных лютой смерти, и город их сжёг. Тогда говорит рабам своим, трапеза готова, но званные не были достойны. Идите на улицы и переулки, пригласите всех кого только встретите. И исполнили слуги повеление царя, пригласили в брачный дворец всех кого встретили на пути: хромых, больных, злых и добрых. И дом наполнился возлежащими людьми.
|
Когда вошел Царь, замечает что один вошел в брачное общество в своем вретище, не приняв брачной одежды, как требовалось простым правилом приличия. Очевидно, такая одежда предлагалась всем приходившим. Приглашенные могли привести себя в порядок, надеть подобающую одежду в отведенной для этого случая комнате, поскольку их звали прямо с улицы.
Государь подошел и сказал: «друг! Почему ты не привел себя в порядок, как требовалось правилом приличия. И званый умолчал». Этот грубый, не в брачной одежде, нахальный и дерзкий гость, очевидно, не захотел воспользоваться царской милостью, не стыдясь Царя и гостей, явился на пир в своих лохмотьях.
Производя допрос недостойного гостя, Спаситель Своей притчей показывает иудеям, что Он человеколюбив и справедлив, а они были призваны, но не избраны. Столь очевидная по своей цели проповедь Спасителя, все больше озлобляла священников и фарисеев за их лгущее лицемерие, возмутительное неверие и слепую самонадеянность. Он взывал их к совести, а они дышали к Нему едва скрываемою ненавистью и готовы были схватить Его.
Заканчивая Свою притчу Спаситель продолжил: Тогда сказал царь слугам: «связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» (Мф., 22:13-14).
Чему же эта притча научает нас? Прежде всего, говорит о том, чтобы мы с вами услышав зов Христа, мгновенно отозвались на него, ибо очень многое зависит от того, как откликнется «званный» на Божий призыв. И не уподобляться прочим неблагодарным с холодным сердцем, которые услышав зов Царя, не пришли на пир веры. Притча относится к тем, которые слышат призыв Церкви и Божественное служение, но у них дела по важнее. Вследствие своей важности спешат в торговлю, сад-огород, находят отговорки для своего оправдания. Слышите грозные и обличительные слова Царя, Он говорит, что Царство («брачный пир») «вбирает» в себя множество людей всякого происхождения (много званных), и они подлежат «отбору» (а избранных мало).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 89 зач., XXII, 1-14.
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
|