Воскресная проповедь. Неделя 15-я по Пятидесятнице. 9 сентября 2018 года. Печать

09.09.18В Неделю 15-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф 22:35-46)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Саддукеи были посрамлены, потому что Спаситель через Отеческое вразумление привел их в паническое молчание. Это-то и побудило фарисеев примирится с саддукеями для очередной борьбы с Великим Проповедником, ибо долгое время фарисеи и саддукеи имели вражду и жили в религиозном конфликте. Саддукеи являлись сектой и во времена Христа представляли собой аристократическую ветвь племени Левитов. Им было присуще стремление к богатству и влиятельным позициям в обществе, в том числе занимали должности первосвященников, также заседали большинством в верховном совете, который назывался Синедрионом. Саддукеи жили в комфорте и неге, у них были хорошие дома, достаток и они проживали одну жизнь, вот в чём заключалось их вера. Собственно они и были той властью в Синедрионе, которая судила Христа.

 

farisey
За 150 лет до Рождества Христова в Ветхом Завете, во времена расцвета династии Маккавеев, было положено частичное начало этому религиозно-философскому учению, одной из трех древнееврейских школ. Саддукеи отрицали учение о воскрешении после смерти и будущей жизни за гробом, и придерживались только писаного закона Моисея, считали, что жизнь только одна, считая, что смерть кладет предел человеческому существованию.

Видимо поэтому, собравшись вместе, они выдвинули из своего круга знатока закона Моисеева и задали Спасителю вопрос, за который впоследствии и были посрамлены.  Законник, искушая Иисуса, спросил, говоря: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф 22:35). Лицемер подходит к Иисусу с целью искусить, услышать, не прибавит ли Христос чего-нибудь к первой заповеди в виде исправления закона, чтобы затем найти повод к обвинению против Христа и Его спасительного учения. Спаситель ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:37-40). Господь говорит, что на этих двух заповедях открывается истина и основывается вся жизнь, которая покрывается неложной любовью через внутреннее устроение сердца, а не внешний распорядок действия.

farisey1
Ведь эти божественные Заповеди,  мы слышали с детского возраста. Но легко ли их исполнять? Может легче возлюбить дальнего, чем ближнего? Что такое любовь? Считается, что самые возвышенные строки о любви в Новом Завете принадлежат апостолу Павлу. «Гимном любви» называют 13 главу из Первого послания апостола Павла к Коринфским христианам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Любовь, которая живёт в нашем сердце, призывает нас делится с ближними, и жить по любви и не для себя!  Христос напутствует нас: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Пример такой безграничной любви - Господь наш Иисус Христос. Ибо так возлюбил мир, своё создание – человека, и нас ради и нашего ради спасения сошёл с небес, дабы победить последнего, древнего врага - смерть. Что такое смерть? Смерть это пустота. Смерть это ничего, там нет Бога. Все, что существует, все что живет, по убеждениям христиан и по опыту любой развитой религиозно-философской мысли, существует и живет в силу своей причастности к Богу. Смерть нельзя перенести, подменить, прогнать - её можно только заполнить. Убрать преграду, которая мешает свободно дышать и восстановить утерянную связь с живым Богом, с Тем, Кто бессмертен, и тогда жизнь заструится, омоет сердце, чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную и с ней сообщаться, вот именно это и сделал Спаситель. Принял добровольное уничижение, вошёл на Голгофу.

farisey3
Сегодняшнее Евангельское слово говорит нам и законнику, что наивысшая заповедь возлюбить Господа и ближнего своего, как самого себя. Легко любить друга, товарища, близких или дальних. Но как-же тяжело любить того, кто причинил нам боль, принес раздор или разлад, вражду или ненависть. Как же оказывается сложно любить таких ближних? Заповедь любви, в которой сосредоточен весь дух, и смысл истинной веры, побуждает нас побороть в себе нанесённые нам обиды и искренне с любовью простить таких людей. Это очень и очень тяжело, но возможно! А ведь эта, главная правда христианства, изменила и спасла мир.

Поскольку фарисеи больше не решались задавать вопросы, Иисус Сам задал им вопрос: «что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» Они же прекрасно знающие Священное Писание, без всякого промедления ответили: «Давидов», поскольку знали, что Христос должен быть потомком царя Давида. Фарисеи являлись средним предпринимательским классом и имели отличительную особенность, стремление к детальному уточнению предписаний Ветхого Завета. Считали, что письменное слово вдохновлено Богом и давали равные права устным преданиям, настаивая на их происхождение от Моисея. Верили, что со смертью человека душа его не умирает, но переходит в жизнь вечную. Свидетельствовали о вечности, которая зависит от того, что конкретный человек заслужил при жизни – награду или наказание. Это и многое другое отличало фарисеев от саддукеев, и было предметом постоянных споров между собой.

Спаситель возражает им словами из книги царя Давида (Пс. 109:1): «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Мф 22:44). «Как тогда Давид называет сына своего Господом?» Иисус Своим деликатным вопрошанием приводит их всех в замешательство, столь замысловатый богословский вопрос был явно сложным для фарисеев, и ни кто не мог ответить Ему ни одного слова. С этого дня уже больше никто не смел спрашивать Его.

Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 92 зач., XXII, 35-46.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и    всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.