Царство Небесное подобно человеку, который отправляясь в чужую страну, оставил своё родовое имение, призвал рабов своих и поручил им имение свое: «И одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (Мф 25:15). Господин распределил им имение, зная силу их духа и человеческие возможности. Талант, это самая крупная денежная единица Древней Иудеи, мера серебра могла варьироваться от 27 до 36 килограмм. Одним словом не малые суммы были выданы слугам. Но речь пойдёт не о деньгах… Речь пойдет, о нашем внутреннем состоянии, о том, что Господь даёт нам многое, очень многое. Каждому дано в силу собственного, внутреннего качества, быть соработником, сотрудником, Божиим. Христианин должен быть открыт к новым вдохновениям, принимая от Бога «таланты» - дары: жизнь добро творчество, возможность обновления – все это стоит в основе богообщения.
Вспомним Евангельское слово о крестоношении: «аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф.16:24). Добровольное принятие своего креста, смиренный отказ от многих своих желаний и амбиций как ни странно, однако же должно вызывать внутри нас радость и веселие, ибо велика будет награда на небесах. Человеку дано, как в дар, через благодать спасение и через веру призвание на добрые дела. Каждому даны таланты: дарования духовные, одним большие, а другим поменьше, по своей силе по мере веры и чистоты. Проявлять милосердие и сострадание к ближнему, накормить алчущего и напоить жаждущего, это и есть именно те благие поступки, исходящие от доброго сердца - которые вменяются в добро.
По прошествии долгого времени, господин вернулся из дальней стороны в свои владения. И кому поручил своё имение, не стал вызывать их на отчет, но сам, с добрым намерением пришёл к ним за отчетом. Господин обратился к рабу, которому было поручено пять талантов, и спросил его: «где добро господина твоего?» «Господин ты дал мне пять талантов и за период этого времени, я приобрёл ещё пять талантов, вот всё преумноженное, возьми!». Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф 25:21). Получивший два таланта рассказал, что с помощью двух талантов он приобрёл ещё два таланта. И его похвалил господин и сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Пришла очередь отвечать и третьему рабу, и он сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф 25:24-25).
|
Благоразумные рабы таковы и бывают, а дурной и ленивый раб отвечает иначе, так, как свойственно ему. Он называет господина жестоким, подобно тому, как и ныне многие из учителей говорят: жестоко требовать послушания от таких людей, в которых Бог не вложил покорности и не всеял послушания.
Господин же его сказал ему в ответ: «если ты знал, что я жестокий, если ты понимаешь, что я собираю там, где не рассыпал и пожинаю там, где не сеял».О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури. По словам блаженного Иеронима и Евфимия Зигабена: «Слова раба признаются справедливыми, но господин настолько властен и силен, что для него обычная нравственность не имеет как будто никакого значения. Сила – вот его право! Поэтому жадность, хищничество, любовь к прибыли, отсутствие обычной логики в нем являются добродетелью».
Раб обвиняет господина в том, что пошёл и взял чужое. Где не рассыпал, собирает и пожинает пшеницу, которую не сеял. Так как раб не сделал того, что было желательно его господину, по этому подвергается суду, но в то же время, начинает, опять неодобрительные речи, с точки зрения обычной нравственности. Господин почти целиком повторяет только что сказанную речь раба и ставит ему ее в вину. «Если ты знаешь, что я так поступаю, почему же ты не отдал в рост серебра моего? надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью», на что слуга умолчал.
Господин же сказал слугам своим: «возьмите его талант и отдайте тому, у которого их десять, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А этого негодного, лукавого раба, (который уже успел осудить своего господина, дать оценку его поступкам и вместо того что бы исполнить волю господина и воспользоваться талантом и отдать его в рост, но раб же тот кроме мерзости ничего не сделал). В духовном смысле, конечно, объяснение довольно трудно, но если мы будем держаться исторической или бытовой основы притчи, то объяснение не представится особенно трудным. У раба, который не отдал в рост данной ему суммы, как у недеятельного и ленивого, она отнимается. «Возьмите его, сказал господин, и выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
В результате ленивый раб потерял, что имел, и как злой раб был, подвергнут суровому осуждению и отделению от Бога в вечности. Плач будет потому что, жизнь свою промотал беспечно и место его там, где нет Бога. А скрежет зубовный будет от великой печали, от того, что Богом данное время, прошло в пустую. Сказав сие, Христос возгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит!»
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 105 зач., XXV, 14-30.
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
|