Услышав открыто о том, что Спасителю надлежит идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, Симон-Петр немедленно начал прекословить Ему. Отозвав Христа, он говорил «Сохрани Бог! Этого не будет с Тобою, Господи!» Имея особый характер и любовь к своему Учителю, он взял Спасителя за руку и, отведя в сторону, пытается, как то возражать, напрасно предавать Себя, когда можно и не страдать. В этом своём поступке Петр выражал величайшую привязанность и ревность о благополучии Христа, которая была сильна как смерть.
Спаситель прямым текстом говорит о том, что Ему надлежит много пострадать, «быть отверженным старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть» (Мк., 8:31). А Петрова душа пламенела глубокой и твердой верой, и поэтому смотрел на Его смерть только как на мученичество. Думал, что её можно было бы предотвратить, если бы Христос чуть-чуть постарался не раздражать книжников, не обличать фарисеев и первосвященников, не обострять ситуацию и держаться подальше от них. Ведь многие из учеников, как и Иуда, смотрели на Иисуса Спасителя, как на земного царя, Который принёс в мир счастье, и с Которым они теперь будут жить в достатке и в сытости. Они были свидетелями чудесного насыщения, которое ещё крутилось на их устах и освежало их память: «семью хлебами накормил четыре тысячи человек», что ещё нужно человеку?
Ученики были постоянными свидетелями великих чудес, и как громадные толпы народа, с горячей любовью спешили за Спасителем, Который возлагая Свои чистые руки на каждого, врачевал и исцелял их немощи, но не готовы были понять и учесть должным образом природу Христова Царства; Они воспринимали Его как земное и человеческое, тогда как оно было духовное и Божественное. В голове не укладывались предсказания о страдании и смерти, поэтому Пётр реагировал на предстоящее таким образом, что его мысли и чувства в этот момент были свойственны сатане.
Ответ Спасителя был более жестким, чем ранее. Всякий раз, Христос испытывал Петра, и неизменно награждал его. Спаситель говорил ему: «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Иисус подавал руку Петру, когда он тонул в бурлящих водах неспокойного озера. А сейчас говорит совершенно другие слова, да такие, что Пётр застыл от строгого упрека, возможно, не ожидал, что Учитель назовёт его таким суровым словом. Он воспретил Петру так реагировать на предстоящее и сказал: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк., 8:33).
Затем, Спаситель обратился к народу и сказал: «аще, кто хочет по Мне идти, отвергнись себя, возьми крест свой и по Мне гряди», предупреждая, что путь ко спасению будет тяжёлым и впереди испытания их веры. Спаситель не скрывает, что крест Его тяжёлый и всякий, кто пойдёт за Ним, понесет крест с поношением, доблестно претерпевая страдания. Самоотречение, «отвержение себя» скорее следует понимать как отказ от эгоцентризма и корыстных побуждений. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк., 8:35) - говорит Спаситель.
Кто будет выстраивать свою жизнь по заповедям, ограничивать себя в праздности, смирять дух свой, терпеть поношения и лишения во славу Божию, тот получит в награду жизнь вечную в Царствии Небесном. Ради Христа и Евангелия быть готовым принять на своём пути всё, даже страдания, о чём свидетельствует христианская история, - тот сохранит её навсегда. «Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк., 8:36), или что человек даст взамен за душу свою? Небесного блаженства с Христом вполне достаточно, чтобы компенсировать потерю самой жизни ради Христа, ибо потеря жизни будет возмещена в лучшей жизни.
Спаситель говорит: «ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк., 8:38). Почему же говорит о прелюбодейном роде? Седьмая заповедь напоминает: «не прелюбодействуй», предупреждает, что «прелюбодеи не могут войти в Царство Небесное». Кто совершил духовную неверность по отношении к Богу, изменил Ему, заключил нечистый союз с миром и плотью и погряз во зле, - такие люди называются прелюбодеями. «Вы предали Меня, вы обманули Меня, вы не пошли за Мной», - скажет нам Спаситель. Иуда ведь был учеником и ходил вслед за Христом, и Его силой совершал великие чудеса. Но потом наступило разочарование, и он предал своего Спасителя и Господа.
Если мы сегодня идём за Христом, а завтра за увеселениями, то какая цена нашей веры? Какая цена нашей преданности? Есть многие, которые хотя и не могут не признать, что дело Христа – это праведное дело, однако стыдятся его, потому что исповедание его сопровождается многими поношениями. Выставляются на посмешище, всюду презираются и злословятся, плывут по течению общего отступления. Не к нам ли в таком случае будут относиться слова – прелюбодеи предали Христа!
И затем произнес: «многие из здесь стоящих не увидят смерти, дондеже Царствие Небесное придёт в силе» (Мк., 9:1). Спаситель сказал, потому что через несколько дней даст им увидеть отблеск Божественной Своей славы и силы на вершине Фаворской горы. Преобразится перед своими учениками и покажет им первым видеть Богочеловека, который из послушания к Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, взойдёт на Крест, вкусит мучительную смерть и победит её Своим воскресением.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
ГЛАВА 9.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
|