Воскресная проповедь. Неделя 21-я по Пятидесятнице. 21 октября 2018 года. Печать

IMG 20181021 173252
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк. 7:11-16, воскрешение сына Наинской вдовы).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее Евангелие свидетельствует нам о том, что Христос - Спаситель совершил не маловажное для народа чудо, несколько мессианских знамений! Исцелил человека поражённого проказой, сухую правую руку страдающего человека и смертельно больного слугу сотника. Эти события взбудоражили всё северо-западное побережье Тивериадского моря и сам город Капернаум, и многие люди того времени были потрясены этим великими чудесами. Видимо уже на следующий день, Спаситель оставил Капернаум и отправился в город называемый Наин.

Вместе с учениками Его сопровождало не малое количество народа, и так как путь предстоял не близкий, порядка тридцати пяти - сорока километров от выше упомянутого Капернаума, и пролегал через ущелья  холмистых склонов величественных гор Фавор и Ермон, поэтому путешествие такого рода было не простым делом. Это не так как в нашем современном мире можно преодолевать расстояния на автотранспорте, по асфальту с ветерком. Путешественники того времени перемещались по-другому, и путь из селения в селение мог оказаться весьма трудным и опасным.

В час утренней прохлады, как это делается на востоке, Спаситель отправился в очередной путь периода Своего светлого служения, дабы до полуденного зноя преодолеть определённый живописный участок Иорданской долины. И в эти светлые и счастливые минуты Иисус с учениками, а вместе с ними и множество ликующего народа, восторженно с веселием, исполненного высоких надежд и не всегда истинных воззрений на грядущего царя, взбираются по узкой и скалистой дороге ведущей к воротам города Наина.

И когда на горизонте показались эти самые ворота, Спаситель увидел другую, не менее взволнованную толпу народного шествия, идущую Ему навстречу. Зрелище было более печальным и унылым, так как сопровождалось отчаянными и дикими криками и неудержимым воплем. Однако, на фоне печальной, погребальной процессии вырисовывался кошмарный контраст: «первые ликующе торжествовали, последние безнадежно скорбели».

177
У Наинской вдовы умер её единственный сын, и необычная похоронная процессия из города выносила для погребения труп юноши за городскую стену. Несчастная  вдова уже не раз встречалась лицом к лицу со смертью, так как хоронила своего мужа, прожив с ним наверно не один десяток лет. Однако теперь овдовевшая мать провожала в последний путь своего единственного сына. Потеряв мужа, она взвалила тяжёлый жизненный груз на свои хрупкие плечи, но смерть без смысла и передышки не пощадив вдову, снова приходит в её дом уже за второй жертвой.

Обессиленная от горя женщина едва плелась за гробом сына, не видя ничего и никого вокруг себя. В слезах осиротевшей матери, Спаситель услышал и увидел тысячелетний вопль всего человечества, нестерпимо неготового примиряться с царством смерти на земле; с тем трагическим плачем, который слышится повсюду даже до сего дня. Конечно же, нежное и любящее сердце Спасителя не могло смотреть на эту ужасную и скорбную картину с плачущей женщиной, которая, скорее всего даже не имела сил смотреть на Своего собеседника, а была целиком поглощена постигшем её горем, сказал ей не простые слова: «не плачь».

Он подошёл к одру, вернее к открытому гробу - носилкам, в котором лежал умерший юноша (в то время хоронили на носилках и использовали это погребальное устройство много раз). Спаситель коснулся одра и несшие объятые страхом невольно остановились, а в сопровождающей с обеих сторон толпе, наступило безмолвствие. Затем раздался спокойный властный голос: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7:14).

Тихий голос Спасителя нарушил напряжённую тишину и с удивительной точностью полетел в неведомую область смерти, в полуночную тьму, которая скрывает от человеческих глаз потусторонний загробный мир. На памяти присутствующих в истории Ветхого Завета не было таких подобных ситуаций, чтобы человек своей властью, своим словом воскрешал умершего. Народ вспоминал об Илии пророке, который вернул к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской, однако для этого чуда требовалось неимоверное усилие и напряженная мольба величайшего пророка.

И Юноша приподнявшись, сел и стал говорить; Иисус отдал его матери (Лк. 7:15). Наверняка, отдавая его матери, Иисус сказал: «иди и обними сына своего». Ведь для Бога не трудно сказать такие слова или вернуть к жизни умершего человека. Абсолютно точно свидетельствует евангелист Лука,  - толпа объятая страхом стояла в безмолвном оцепенении от произошедшего чудесного события.

Спаситель совершил это чудо спокойно, неожиданно, Своим собственный именем и собственною властью, одним Своим словом, и поэтому, не задерживаясь пошёл дальше, а свидетели чуда придя в себя пришли в великое воодушевление, и прославляя Бога, говорили: «среди нас восстал пророк, ибо Бог, посетил народ свой!»

Аминь. 

177-2

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 30 зач., VII, 11-16.

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.