Воскресная проповедь 24.06.12 Печать

24 июня, в неделю третью по Пятидесятнице, на Божественной Литургии по прочтении Евангелия протоиерей Димитрий обратился к прихожанам с проповедью: 

"Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та'к, как бы светильник освещал тебя сиянием". (Лк. 11: 34-35)

Если око твоё светлое, чистое, то оно будет пропускать всё светлое через тебя, через твою душу. А если око твоё, глаз твой лукавый - а лукавый глаз только плохое видит, - то, видя плохое, поражается тело. Тело поражается маловерием, осуждением, гордостью, несогласием, поражается искушением - от этого и все пороки.
"Свет в ваших очах, который вы имеете - это есть тьма" - говорит Господь, обращаясь к ученикам, к народу.

"И вы даже не знаете, какова есть тьма, если свет, который в вас, это всего лишь тьма..." Но какова есть тьма? Какой страх! И что такое тьма? Свет Божественный - это путь нашей жизни. Мы просвещаемся Духом Святым при Крещении, когда над нами своершает Таинство Крещения священник. Это есть Божественный Свет, и мы живём с этим Божественным Светом, мы радуемся - и мы радуемся каждому дню нашей жизни. И никто из нас не спешит уйти из этого мира. Мы радуемся нашему миру, в котором мы живём. Если же этот греховный мир есть радость для наших очей, просвещаемый Божественным светом, то какова радость Небесного мира!
Если же здесь этот мир, который полон неправд и искушений, - и, однако, человек за него держится, - то какова радость будет в Том мире, в мире вечном; в Том мире, в который пошли наши отцы, наши деды, наши прадеды. Тот мир ждёт и нас - это Тот мир, к которому мы стремимся, ведь отпущенные дни этой земной жизни, как я несколько раз вам напоминал, это есть школа, школа для Вечности. Если мы здесь печёмся о нашей земной жизни, пристращаемся к этому земному миру, берём от него всё хорошее и нам нравится жить, то какова будет жизнь Там, на Небе! Если всё то, что мы видим нашими глазами, как говорит наш Учитель, это всего лишь тьма. - Вы не видите света. И каков будет страх, если вы, не дай Бог, попадёте во тьму. Вы даже не можете себе представить, что такое тьма.


Так и невозможно нашему уму понять, что такое Свет, Свет Божественный - Свет Тот, к Которому мы должны стремиться. И он не сравним с этим земным светом, который, как сказал Христос, всего лишь тьма.
А порой человек отдаёт всё земное за эту тьму, он не думает о небесном, он пытается здесь забрать или взять всё, что можно из этого мира; а ведь это тьма! Это тьма, это временное всё. Свет впереди.
Итак, Христос говорит: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне". (Матф. 6:24)

Нельзя работать двум господам: и Богу, и маммоне. Как понять эти слова? Нельзя сегодня кланяться Богу, жить по Его заповедям, а, выйдя из храма, забыть всё это. Например, встретить на пути человека, который тебя оскорбил, обидел, и мы ему столько выпустили слов! Об этом Христос говорит, что нельзя так. Нужно выбрать: либо так, либо так. Если уж Вы любите Бога, то и живите по Его заповедям. Если вы сегодня здесь стоите, преклоняетесь перед Отцом Небесным в молитве, в помышлениях, в мыслях, а буквально выйдя из храма или через день, через два будете думать, как наполнить своё чрево скоромной пищей или как утолить жажду спиртным, то какова есть тьма и что такое свет?


"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (см. Мф. 6:33), - учит нас Учитель. Ищите прежде всего Царствия Божиего и живите по заповедям! Это не трудно, оставаться человеком, подобным Богу. Вспомним, как Троический Совет изобразил на доске иконописец Андрей Рублёв: три Ангела. И на столе, на блюде - глава Агнца. Это прообраз сошествия с Неба Сына Божия, прообраз Искупительной Жертвы.

Отец-Творец создаёт мир, создаёт человека, зная, что нужно будет сойти с Неба, пострадать ради спасения своего творения.

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Бытие 1: 26-27)

Обратите внимание, что Бог сказал: сотворим человека по образу и подобию своему человека. И сотворил Бог по образу Своему. Подобие умалчивается.
Как бы ни было страшно слышать такие слова, но если задуматься, как можно быть подобным Богу? Подобным Богу можно быть в поступках и делах. Прежде всего Бог есть Любовь.

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". (Ин. 3:16)
Что может быть выше этого, какая любовь, когда на Кресте Сын Божий распростер руки ко всему человечеству!

Архиереи, да и люди, проходящие мимо, покивали своими главами, как говорит Евангелие. Об этом свидетельствует евангелист, которые передаёт слова: "46 лет строился храм, а Он говорит, за три дня Церковь построит".

"Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус". (Иоанн 2: 19-22)

А ведь так и случилось, как сказал Творец. Через три дня Он поставит Свою Церковь. Через три дня Он воскреснет и отдаст Церковь иному народу, который живёт по Его правде. Иудеи счтают, что они умнее всех: "Как это может Христос за три дня построить Церковь?! Ведь сорок пять лет строился храм!" А ведь Христос сказал о храме Своего Тела. Ещё на Тайной Вечери, с учениками на трапезе находясь, "Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего". (Матф. 26: 26-29)

Так совершилось потому что Кровь Спасителя проливается во оставление грехов всего человечества. "Пейте от нея все" - какие величайшие слова! Христос говорил о том, что через три дня восстанет. Иудеи не поняли, о каком храме речь, что невозможно за три дня построить храм. А Богу всё возможно. Они не тот храм представляли перед своими глазами. Они думали о камнях, а Он говорил о Душе и Теле.

Вспомните, как Христос самое первое чудо сотворил в Кане Галилейской.

"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же'но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его". (Ин. гл. 2: 1-11)

Господь пришёл на свадьбу. Свадьба - это радость. Виночерпий разливает вино, наливает в кружки. Веселье в полном разгаре, и вдруг вино заканчивается. Никто не ожидал, что вина не хватит. Почему отвечает Христос Матери: "Ещё не пришёл Мой час"? При чем тут час, скажете вы. Ведь наверняка многие из вас читали, но не задумывались, что за слова. Как это, в Кане Галилейской первое чудо, а Он говорит "ещё не пришёл Мой час"? О каком часе Он говорит? А Он говорил о храме Своей Души, храме Своего Тела, что ещё не пришло время ему идти на смерть. Придёт время, когда все ученики испьют вино во оставление грехов и в жизнь вечную. И тогда Он сказал, чтобы налили в те сосуды, в которых хранилась вода (а сосуды были большие - по два, по четыре ведра вместимость каждого), когда их наполнили, Он сказал: "Вот теперь черпайте". И когда зачерпнули, это оказалось вино. Но что это стоит сотворить для Бога, когда Он Творец всего.
И Матери Своей Он потому сказал при этом самом первом чуде: "ещё не пришёл Мой час" - потому что час придёт, когда Христос распрострет руки всему человечеству. Но примет ли человечество? Ведь и сейчас не принимает. Осознаёт ли человек цель своей жизни, для чего он живёт? Понимает ли и принимает ли он в своё сердце Христа? А ведь Христос Своей Любовью даёт нам заповедь - заповедь о любви; это не ограничение, это любовь к нам, чтобы Его сын или дочь придерживались заповеди. Только так можно остаться человеком и спастись. Аминь".

***

 

По совершении Божественной Литургии отец Димитрий произнёс проповедь на событие праздника Иконы Божией Матери "Достойно есть":

С Воскресным днём всех вас присутствующих и всех христиан православных, которые по какой-либо причине ещё не дошли до дома Божия. Может быть, это в силу болезней, может быть, в силу каких-то семейных неурядиц, обстоятельств; а, может быть, в силу лени или же в силу того, что во тьме человек ходит, и для него тяжело познать, что такое Божественный свет.

Дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения и помощи Господней.

Сегодня мы прославляем Пречистую Деву Богородицу - Образ Божией Матери "Достойно есть". Прославление относится к десятому веку. Близ монастыря жил некий отшельник - старец подвизался в своей пещере. И по случаю своей старости у него был послушник - некий Кирей. Во время совершения Всенощного бдения Воскресного богослужения старец молился, а в келлии, в той пещере, остался его послушник. Поздно вечером, как стемнело, раздался стук в дверь - некий инок видимо, сказав, что сбился с пути, попросился некоторое время побыть в его келлии. Инок вместе с путником стали петь псалмы - стали славить Господа. И когда пришло время петь "Честнейшую Херувим", прославлять Богородицу, то путник запел немножко по-другому: "Достойно есть яко воистину...". Тогда послушник говорит: "А в нашем месте так не поётся, мы просто говорим: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем". А этот инок говорит, а мы перед этим говорим: "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу..." и так до конца".

Когда же он начал произносить эти слова, то икона Милующая вдруг озарилась неземным Светом. Такое благоухание от этой иконы произошло, что этот послушник получил неземную благодать; он получил такое умиротворение, что у него от умиления потекли слёзы... И тогда он попросил: "Путник! Мог бы ты написать эти слова, потому что я их не запомнил?" Что было в пещере? Только доски каменные. И вот такую доску подали, и этот путник пальцем, как по воску, написал эти слова. Когда же написал эти слова, то стал невидим. А имя его было Гавриил - так он назвал себя. И вот, начиная с десятого века, эта молитва стала возноситься во всех храмах. Икона была перенесена уже в обитель святую, там она была поставлена в алтаре, на горнем месте, дабы всегда возносить молитвы нашему Господу и нашей Богородице. Поэтому у нас всегда есть на горнем месте именно тот Образ Богородицы.

Итак, с десятого века начинается молитвословие особое "Молитва в молитвослове немножко не так: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Вот такие величайшие слова. И сегодня память этого события, с чем я вас всех и поздравляю.