Воскресная проповедь. Неделя 24-я по Пятидесятнице. 11 ноября 2018 года. Печать

ereIMG 20181111 111827
В Неделю 24-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк. 8:26-39, исцеление Гадаринского бесноватого).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее Евангельское благовестие свидетельствует нам об очередном поразительном чуде, сотворённом Спасителем в той части Переи, которую евангелист Матфей называет «страной Гергесинской». Иисус исцеляет человека одержимого самым сильным припадком яростного бешенства, которое обыкновенно приписывалось бесовской силе. Но этому событию предшествовала внезапно разыгравшаяся страшная и яростная буря, сопровождавшаяся сильными порывами ветра на неспокойном Галилейском озере. 

 

besLodka
Как только ученики отплыли от берега с целью переправиться на другую сторону Генисаретского озера, которое называлось так же и Галилейским морем, как Спаситель уже склонил Свою усталую голову к кожаному возглавию на корме, и заснул крепким сном утомленного трудами человека. Но и теперь Спаситель был не свободен, так сказать был преследуем Своими последователями, по слову евангелиста Марка, «с Ним были и другие лодки», которые не хотели расставаться со своим Учителем.

Однако этому Божественному и так необходимому человеческому сну суждено было скоро и неожиданно прерваться. На озере поднялась жестокая буря, корабль то и дело кидало волнами, и ученики, барахтаясь в этой глубокой котловине земной поверхности, безрезультатно усердствовали грести до противоположного берега. Грозная опасность была страшной, и подветренный шторм посеял в их умах страх, а заливаемая пенистой водой лодка, будто застыла на середине бурного озера. Они с криками отчаяния, смешанными с воем бури и ревом расходившихся волн, стали будить: «И, подойдя, разбудили Его и сказали: «Наставник! Наставник! Погибаем». Он, встав и без малейшего смущения, спокойным словом запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась великая тишина» (Лк., 8:24).

Все, кто был в небольшой лодке, а так же, как говорит евангелист Марк, сопровождавшие их спутники на других судах, были потрясены и устрашены произошедшим событием. В паническом страхе и великом удивлении, боязливым шёпотом говорили друг другу: «кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» Между тем, на усмиренной поверхности воды засверкало отражение мерцающих звёзд прояснившегося неба, и утренний рассвет озарил приближающийся противоположный берег. 

Полуразбитый и потрёпанный корабль пристал к твёрдой почве Галаада, где на вершине холма располагался город Гадара. «И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи» (Лк., 8:26). Казалось бы, спокойная тишина природы раннего утра после ночных страданий, любезно предоставит своим спутникам необычайно «ничтоже сумняшеся» благословенный день. 

Но нет, стоило Спасителю вступить своими Божественными стопами на твёрдую почву той части Переи, как дикий, звериный нечеловеческий рёв разрезал безмолвную тишину безлюдного берега. Иисус встретился с проявлением человеческой свирепости, безумства и одичания, даже более ужасного, чем ярость возмущённого Галилейского озера.

К Нему на встречу выскочил одержимый бесами, несчастный обитатель могильных пещер. Выдворенный из среды людей, не имея одежды, одичавший страдалец находит себе убежище только в пещерах по скалистым склонам, которыми изобилует Палестина, и которыми иудеи пользовались для погребения мёртвых. И вот одержимый недугом, который не находил себе покоя от мучивших его бесов, упал на колени пред Иисусом и вскричал: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк., 8:28).

bes3    bes1

Обезумевший страдалец в припадках бешенства обнаруживал в себе что-то в роде сверхъестественной силы, часто замечаемую в таких формах душевного возбуждения, и ему всегда удавалось сбрасывать с себя оковы, каковые на него надевали. В беспамятстве, промышлял грабежом и нападал на жителей, день и ночь оглашаясь дикими криками, неистово ударяясь о камни, приводил в редчайший ужас и трепет жителей той страны. 

Иисус спросил его: «как тебе имя? Он сказал: легион»,- потому что много бесов вошло в него (Лк., 8:30). Легион - этим латинским словом обозначалось воинское подразделение римской армии численностью от 6 до 10 тысяч человек. И они, тысячи бесов, говоря языком, потерявшего своё имя истерзанного страдальца вопрошают Христа, чтобы не велел идти им в бездну преисподнюю, но позволил войти в свиней.

Недалеко от вышеупомянутого берега, тут же на вершине, паслось большое стадо свиней, и Спаситель позволил бесам войти в них. Когда же падшие духи вышли из человека, то вошли в грязных животных и, безрассудные свиньи бросились с обрыва в море, и один за другим, потонули. Свинопасы, видя ужасающий характер настоящего чуда, побежали в город и селения Десятиградия, рассказали о Божественном путешественнике, каковой исцелил грязного и свирепого одержимого бесами человека. 

bes2
Народ Гергесинский, герасинцы и гадаряне, из всех соседних местностей сбежались посмотреть на необычайного проповедника, посетившего их берега. Они увидели у ног Спасителя сидящего человека, раньше который вселял страх и ужас на них, уже был одет сердобольной рукой в плащ, и кротко, как ребёнок вслушивался в каждое слово Иисуса. Видевшие же рассказали им, как исцелился свирепый бесноватый, дикий обитатель могильных пещер. Однако жители Гергесы выслушав их, ужаснулись, но с настойчивым и постыдным единодушием просили Спасителя: «уйди от нас, Господи».

Гадаряне – более ужаснулись присутствия святого чужеземца, посетившего их берега, чем прежде боялись ярости того бесноватого. Проявив безумие и любовь к своим грехам, слабость к материальным благам, алчности и наживе каждый отпавший от веры своих отцов иудей, а также показали своими поступками, что им дороже жизненные блага, чем спасение человеческой жизни полудикого безумца. Они понесли вещественный убыток и, ставя материальную выгоду выше Божественной силы милосердия, не стали расставаться с доходными и греховными поступками, не возымели желанием изменять и исправлять своё низкое, привычное грязное занятие.

А теперь пусть каждый из нас посмотрит в себя и вспомнит, сколько раз имел возможность не делать греховных дел тьмы, но делали! Сколько раз имели объективную причину сделать ближнему благо, но поразмыслив, не шли дальше добрых намерений и помыслов! Часто мы оправдываем себя всеми возможными отговорками: усталостью, материальным положением, слабым здоровьем, всё время, откладывая на завтра, не творим спасительного блага сегодня. 

Вот и народ Десятиградия решил не принимать Спасителя в своих селениях, так как устрашились собственных грехов, которые проявлялись в пагубном разведении свиней. Даже явлённое чудесное исцеление бесноватого не вразумило их. В ветхом завете свинья являлась нечистым животным, и закон Моисея запрещал употреблять в пищу мясо оной бессловесной твари. Однако весь народ Гадаринский больше скорбел о потере двух тысяч свиных голов и понесённым убытком, нежели, лишения благословения царства Божия. 

Спаситель исполнил желание нынешних людей, с грустью, но сразу же вернулся в корабль и отправился на другую сторону Галилейского моря. Спасенный бедняк просил Христа чтобы с этого дня, быть постоянно с Ним, однако Христос отпустил его, сказав: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк., 8:39). Спаситель не во гневе оставил жителей той страны, явил им Своё милосердие, предоставил возможность или благоприятный случай удалиться от зла и тем самым изменить свою погибельную жизнь.

Этому же человеку Спаситель повелел открыто благовествовать о совершившемся чуде, свидетельствовать о деле великого милосердия. А через исцелённого сам Господь к обращается к народу, который отверг Его, оставляет им первого свидетеля в языческом мире, коего они заслуживают. Ибо должны понять неразумные гадаряне, которые полюбили свиней больше чем Христа, что жизнь милей, когда она чиста!

Аминь.

bes4
Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 38 зач., VIII, 26-39.

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39 возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.