Спаситель говорит о великом возрастании Царства Небесного как в душе, так и в мире, ибо последние будут, или могут быть первыми, а первые последними. Неуместное замечание, всякую презрительную насмешку, неразумный и коварный вопрос в Свой адрес Христос кротко обращает в случай (притчу) для поучения Своих слушателей, поучительность которой ясна всем и каждому. И делает этот случай уроком истинного милосердия, способствующего их душевному миру и нравственному возвышению.
Сегодняшнее Евангелие свидетельствует нам, как среди таких лиц к Спасителю пришёл высокомерный и коварный учитель закона с намерением найти предмет для возражения, искушая Его, сказал: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Спаситель, провидя его злые побуждения, просто ответил ему: «в законе что написано? как читаешь?» Прямолинейно спросил его, какой ответ на этот вопрос дан законом. Естественно законник хорошо знал Писание, так как изучение и объяснение которого составляло самую цель его жизни.
Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк., 10:27). Спаситель подтвердил его ответ: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но законник пришёл к Спасителю не для того чтобы услышать то о чём и сам хорошо знал. И далее, искушая Спасителя, стараясь оправдать вопрос, с неблагородным намерением, желая оправдать себя, спрашивает: «Учитель! а кто мой ближний?» (Лк., 10:29).
О призвании любить Бога и ближнего своего, знаем и мы с вами. Не раз слышали и читали об этой утверждённой заповеди. Сколько стараешься и заботишься о себе самом, столько же старайся и заботься о ближнем твоём. Но вот вопрос, обмывать, протирать свои ноги это возможно и правильно, а смогли бы мы обмывать и своему ближнему, как самому себе? Ведь именно так должны любить своих ближних, однако же, это нелегко, но именно по Евангелию должны учиться жить, как учит нас Господь – Бог. Прощать всем и помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.
Таким образом, Спаситель, для вразумления законника, приводит поразительную притчу, происшествие, которое иногда случалось в тех местах, где Иисус проповедовал. «Некоторый человек, находясь в путешествии, шел из Иерусалима в Иерихон. Путь был неблизкий, порядка 30 км, через безлюдную пустыню, проходя скалистыми ущельями и оврагами, на которых обитали бедуины – разбойники пустыни. И вот так случилось, что на него напали эти нечестивцы,… Они его избили, раздели, и едва живого истекающего кровью, бросили на дороге умирать.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, убедился, что человек вряд ли уже выживет, прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и остановил свою скотину, склонился к нему. Видя его раны, перевязал их, но перед этим обработал вином и маслом, согласно медицине того времени. Посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
|
|
Спаситель спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он задает законнику вопрос – не теоретический, а практический: кто из трех прошедших мимо раненого оказался ему «ближним», то есть кто исполнил в отношении к нему требование любви, которое внушает закон всем и каждому? Однако же законник, чувствуя, что он никак не может включить в число ближних имя «самарянина», употребил жалкий перифраз: «оказавший ему милость».
Иудеи не общались с самарянами и нам хорошо известен тот факт, когда Спаситель у колодца Иакова беседовал с женщиной самарянкой. Законник – иудей даже не желает произносить, что человек другой веры, (сектант) оказался страждущему ближним, чем проходящие мимо братья иудеи. Тогда Иисус сказал ему: «иди, и ты поступай так же».
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
|